В рамках реализации партпроекта «Достойный труд» «Единая Россия» в четверг провела круглый стол по проблемам подготовки рабочих кадров. Как отметил первый зампред Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Тарасенко, в сегодняшней России существенно снизился престиж инженерных профессий, что привело к серьёзному кадровому голоду. При этом, по мнению депутата, популярность профобразования падает из-за снижения зарплат и потому, что нарушена связь между учебным процессом и реальной экономикой.
Непростая экономическая ситуация, которая сложилась сегодня, не только обнажила существующие проблемы, но и дала толчок к развитию конкурентоспособности российского производства.
«И большую роль в данной работе будет играть развитие среднего профобразования», — указал Тарасенко.
Он напомнил, что партия давно занимается проблемами профобразования и продолжит держать этот вопрос на особом контроле.
«Мы помним, как Минобр публиковал список неперспективных профессий. Тогда «Единая Россия» заявила, что важны все профессии, и Министерство образования в результате откорректировало свою позицию», — отметил парламентарий, сообщив, что сейчас Минтруда формирует другой список — справочник новых, перспективных профессий на рынке труда. И партия принимает активное участие в его составлении.
Со своей стороны первый зампред Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов обратил внимание на то, что работодатели предпочитают платить высокую зарплату не выпускникам вузов, отучившимся по невостребованным специальностям, а перспективным сотрудникам, вышедшим из учреждений среднего профессионального образования. Однако рабочие профессии нуждаются в популяризации. Между тем, как считает депутат, Минобрнауки не достаточно активно занимается этим вопросом.
«То, что делается в этом направлении сегодня, носит часто кондовый характер, делается для галочки и для того, чтобы отчитаться кому-то об этом. Но нужны нетривиальные подходы и неформальное отношение к задаче», — заявил Бурматов.
Кроме того, он предложил вернуть систему учебно-производственных комбинатов, которая хоть и имела определённые изъяны, но знакомила школьников с рабочими профессиями и помогала им выбрать специальность. Наконец, по словам депутата, необходимо навести порядок в системе государственной итоговой аттестации девятиклассников.
«Она должна открывать части ребят дорогу к поступлению в учреждения СПО (среднее профессиональное образование — прим. ред.). Однако эти функции практически не выполняются, что выхолащивает и саму процедуру как таковую», — заметил Бурматов.
Своё предложение по исправлению ситуации с рабочими кадрами озвучил и член Комитета Госдумы по труду и социальной политике Валерий Трапезников.
По его словам, после среднего специального образования ребята в 18–19 лет могут получить 3–4 разряд рабочей специальности и идти на работу на предприятия.
«Потом они могли бы совершенствоваться и становиться высококвалифицированными специалистами с высокой зарплатой», — сказал он.
По мнению парламентария, также важно использовать потенциал рабочего движения.
«Федерация профсоюзов может найти много людей в регионах, которые занялись бы пропагандой рабочих профессий в регионах», — заявил Трапезников.
В регионах отмечают, что рабочие специальности сейчас крайне востребованы. Так, например, в Центре занятости населения Владивостока рабочие профессии составляют порядка 70% из 15 тысяч вакансий.
«Очень много вакансий в сфере строительства и обрабатывающего производства. Нужны каменщики, плотники, сварщики», — сообщила начальник отдела содействия трудоустройству центра Светлана Макарова.
Около 50% вакансий приходится на строительную сферу и в Ямало-Ненецком автономном округе.
«Кроме того, немало вакансий в сфере топливно-энергетического комплекса», — рассказал главный специалист сектора анализа и мониторинга рынка труда Департамента занятости населения региона Руслан Рыбалов.