Примерное время чтения: 7 минут
767

Не до жиру. Работодатели стали меньше отказывать полным людям в работе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Укрощение вращения 07/02/2024

Совсем недавно SuperJob опубликовал исследование, согласно которому большинство отечественных работодателей лояльно относятся к соискателям с лишним весом. Всего 17% опрошенных пожаловались на то, что их не взяли на работу из-за полноты. Особенно страдают от этого женщины. «Потепление» связано с экономическими трудностями последних лет, а в условиях дефицита рабочей силы, как говорится, не до жиру. А вот в общественном сознании пока изменений мало: о дискриминации полных людей 5 лет назад говорили 37% россиян, сегодня — 36%.

Без живота

Как-то, инспектируя торговый зал, хозяин магазина увидел полную продавщицу, которая рассчитывала клиентов. Понаблюдав за ее работой, он отправил женщину на обследование. Мотивировал решение заботой о здоровье — мол, вдруг сахарный диабет или гипертония какая, все же такой вес... Даму такая «забота» обидела, и она посчитала ее дискриминацией.

Как рассуждал бизнесмен, лишний вес действительно подвергает здоровье опасности. А нездоровый человек — человек непродуктивный. Любому же предпринимателю нужны продуктивные, не пропускающие из-за болезни работу сотрудники. И в том, что людей не берут на определенные позиции из-за полноты, логика, конечно, есть. Но есть и дискриминация.

Впервые проблема дискриминации полных обострилась в США, когда лишний вес стал мешать полицейским догонять преступников. Тогда чересчур объемных стражей порядка стали увольнять, напоминает aif.ru доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. Сформировался определенный имидж «человека в форме», отвечающего за охрану порядка.

«Главные требования, которые тогда прозвучали, сводились к „отсутствию“ живота, — замечает Гарифуллин. — Потом это распространилось и на другие профессии, связанные со спортом, людьми, рекламой, здоровьем, армией, актерством и многим другим. То есть в те сферы, где работа — средство влияния на покупателя, будущего клиента».

Умиление и восхищение

Сама по себе полнота зачастую — это определенная психологическая характеристика человека. Она издавна ассоциировалась (далеко не всегда оправданно) с ленью, обжорством, насмешками, телесным невежеством, которое человек допускает по отношению к себе. Все это сформировало стереотип уже на уровне подсознания: если человек не сумел организовать себя, то с чем другим он сможет справиться?

Но это слишком смелое предположение. Есть люди с излишней полнотой, но при этом активные, подвижные, успешные. К примеру, «эффект Пухляша» заключался в том, что этот человек обладал танцевальным талантом и тем самым трансформировал свою не совсем обычную для танцора внешность из «минуса в плюс».

«Когда человек излишне крупен, то от него ожидают медлительности, рыхлости, физической неразвитости, — разъясняет aif.ru руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области, председатель совета директоров Научно-диагностического центра клинической психиатрии Александр Хаминский. — А Пухляш показывал достаточный уровень подвижности, и это вызывало умиление, интерес и даже восхищение. Но если бы он пришел устраиваться на работу в офис, то вряд ли бы его туда приняли только потому, что он хорошо станцевал на собеседовании».

Дело «стигмы» 

В обществе есть такое понятие, как «стигма», считает Хаминский, т. е. неприятие тех или иных явлений. И распространяется она на все, что сильно не вписывается в общепринятые каноны. Вот излишняя полнота тоже, к сожалению, может вызывать у работодателей стигму. В первую очередь это касается компаний, где рабочие места делятся на фронт-офис (представительские позиции) и бэк-офис (внутренние работы).

«Работодателей не волнует, кто работает в бэке, — отмечает Хаминский. — Этих сотрудников не видят клиенты, партнеры, акционеры, поэтому их внешний вид неважен. А если на заметное место взять человека, не вписывающегося в каноны, то клиент может провести параллель между внешним видом такого сотрудника и реноме компании. Этого работодатели боятся».

Яркий пример — когда стюардессы судятся с авиакомпаниями. Ситуация в том, что на открытую вакансию претендует чересчур полная соискательница и требует взять ее стюардессой: мол, я отвечаю квалификационным требованиям, а остальное — знать не знаю. При этом она не берет во внимание, что из-за ее особенностей могут возникнуть трудности в перемещении по салону и обслуживании пассажиров. Отказ со стороны авиакомпании она расценивает как дискриминацию. 

«Здесь, исходя из параметров салона воздушного судна, видимо, нужно ввести официальные требования, которые обеспечат безопасность и гигиену труда, — рассуждает Хаминский. — Такие, которые предъявляются к балеринам или артистам и касаются внешности и веса. В данном случае речь идет о безопасности как самого работника, так пассажиров, которых он обслуживает».

Ты то, что ты ешь

Кстати, небывалое ранее количество полной молодежи появилось в России в 1990-2000-х годах, когда популярными стали не свойственная нам пища из быстрых углеводов и сладкая газировка. И при этом значительно снизилась физическая активность — люди «ушли» в интернет. На полноту влияют несколько факторов (мы сейчас не говорим о случаях, вызванных заболеваниями и от человека не зависящих), и один из важнейших — национальная кухня.

«Сам по себе русский человек как таковой исторически не был полным, он был коренаст, крепок, хваток, — рассказывает aif.ru профессор, социолог-религиовед Дмитрий Соин. — Славянские женщины, вплоть до рождения 10-го ребенка, сохраняли изящество. Но при этом среди жителей европейской глубинки встречается очень много полных людей, в той же Италии, например. Потому что национальная кухня — спагетти, пицца — быстрые углеводы».

Есть известные фотографии «самого толстого человека XIX века» — Ченси Морлана из «Цирка уродов» США, которого показывали публике. Он вызывал бурю эмоций и удивление: как можно было так располнеть? Но сегодня он не сильно отличается от среднестатистического молодого человека, которого сочтут просто полноватым парнем. Есть и другие фото — пляж во Флориде начала XX века, например. Камера захватывает в свой объектив десятки мужчин и женщин, и среди них нет ни одного полного.

Ченси Морлан.
Ченси Морлан. Фото: Public Domain

«Изменения в наших телах произошли за последние 20-30 лет, — считает Соин. — Никогда в истории люди так много не ели, их пища никогда не содержала такого количества быстрых углеводов и насыщенных жиров. Фастфуд буквально „раздувает“ человека в короткий срок. Роспотребнадзор подсчитал, что ожирение отбирает у человека 15-20 лет жизни, а при небольшом избытке веса ее продолжительность уменьшается на 3-5 лет. Невозможно повысить среднюю продолжительность жизни в стране, пока не будет серьезного пищевого просвещения».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах