В стране идут массовые увольнения. По данным Минтруда, за три месяца этого года армию официальных безработных пополнили 142 тыс. человек, ещё 104 тыс. отправили в неоплачиваемые отпуска. При этом число вакансий резко снизилось. Помогут ли власти этим людям? Кто сможет найти работу? И не пора ли, наконец, остановить наплыв в страну иностранных рабочих?
Танки нужны, вагоны - нет
«Серьёзные проблемы также в производстве грузовых и легковых автомобилей, железнодорожных вагонов, подъёмных кранов, электрооборудования, медицинского, точного и оптического оборудования, - говорит Максим Топилин, министр труда и социальной защиты РФ. - Поэтому самая тяжёлая ситуация сложилась в регионах, в которых расположены крупные (в т. ч. градообразующие) предприятия этих отраслей».
Яркий пример - Тверской вагоностроительный завод, крупнейшее предприятие региона. Когда работники вернулись из двухмесячного административного отпуска, им объявили, что под сокращение пойдут 1967 человек - примерно треть от всего коллектива. Заводу, который может выпускать 1200 вагонов в год, на начало года поступили заказы всего на 25 двухэтажных вагонов. «Для нас эта новость стала ударом, - рассказывает Лидия Жарняк, председатель профкома завода. - У нас на предприятии работают целыми семьями. Представляете, если всех их сократят, на что людям жить? Мы рассылали письма о помощи во все инстанции».
Особенно возмущало людей то, что «Федеральная пассажирская компания», «дочка» ОАО «РЖД», - обновлять подвижной состав нескоростных поездов не планировала. А скоростные «Сапсаны», как известно, закупают в Германии. В итоге только после вмешательства из Кремля собственник выделил деньги на поддержку завода, поступили заказы из Минобороны, помощь из госбюджета.
Кстати, военные предприятия ещё как-то держатся благодаря огромным средствам, которые выделяют на оборонку. Так, связанные с армейским госзаказом цеха «Уралвагонзавода» (г. Нижний Тагил) работают на полную мощность. Но простаивают соседние - где производят вагоны. 6,6 тыс. рабочих - в вынужденном отпуске с сохранением лишь части зарплаты.
Временно работающие
«Уралвагонзавод» и ещё несколько предприятий Свердловской обл. рассчитывают получить деньги из числа тех 52 млрд руб., которые Правительство РФ выделяет на стабилизацию ситуации на рынке труда. За помощью, по словам М. Топилина, обратились 44 региона. Пока известно, что первыми помощь получат Татарстан (936 млн руб.), Алтайский край (170 млн руб.), Самарская обл. (680 млн руб.), Тверская обл. (88 млн руб.). На очереди Свердловская, Нижегородская, Тамбовская области, Мордовия.
Так, на Алтае, где только в марте в неоплачиваемый отпуск или на неполный рабочий день переведены 5,7 тыс. человек, уволены с начала года 3,2 тыс. работников, помощь придёт на пять предприятий. Четыре из них машиностроительные. Часть денег направят на организацию временных рабочих мест для тех, кого должны уволить с проблемных предприятий. В первую очередь работу предложат инвалидам, родителям несовершеннолетних и детей-инвалидов. Например, 1,5 тыс. рабочих завода «Алтайвагон», который недавно уже приостанавливал свою работу, будут временно заняты на ремонте оборудования, подъездных путей, зданий и т. д. Ещё 1 тыс. человек обучат таким профессиям, как электрогазосварщик, заточник, слесарь, а затем трудоустроят, причём некоторые будут работать сразу по нескольким специальностям.
Куда бежать?
В этой ситуации очень пригодилась бы давно заявленная программа по переселению граждан из регионов, где работы нет, в те, в которых вакансии не могут заполнить. Переезжать предлагается в Архангельскую, Калужскую, Липецкую обл., на Камчатку, Чукотку, в Магадан, Красноярский, Приморский края и др. Правда, в связи с новым витком кризиса, возможно, окажется, что в некоторых из этих регионов своих безработных уже в избытке. «Сейчас мы ждём от регионов проработанных программ по развитию трудовой мобильности», - сказали «АиФ» в Минтруде. Это значит, что в самое ближайшее время особой мобильности мы не увидим. Хотя многие эксперты выход видят именно в перераспределении трудовых ресурсов.
Не получится и оперативно переехать на Дальний Восток, где всем обещают выдать по гектару земли. На таком участке можно, по словам вице-премьера Юрия Трутнева, полпреда президента в ДФО, «заниматься сельским, лесным хозяйством или другими видами деятельности». Однако эти земли ещё нужно обеспечить дорогами, коммуникациями. И где гарантия, что на участках появятся новые предприятия? «Никто не станет строить там фермы, заводы! - уверен Александр Латкин, доктор экономических наук. - Больше того, сегодня фермеры Приморья не могут оформить в собственность землю, на которой они занимаются скотоводством, выращивают сельхозпродукцию. Давайте сначала решим вопрос с теми, кто уже живёт и работает на земле».
Власти обещают помощь, но хватит ли у предприятий, попавших в трудную ситуацию, сил её дождаться, не выгоняя людей на улицу? И на какое время хватит временных рабочих мест? Ведь тот же «Алтайвагон» уже в 2014 г. сократил производство на 40%. Прогноз на этот год - ещё минус 40%.
Николай Рыжков: Дом там, где есть работа. Читайте подробнее>>
Смотрите также: Что делать если начальник выживает с работы →