Правила игры
Что имеет в виду Геннадий Дёгтев, руководитель Департамента по конкурентной политике, когда так говорит о произошедших в последнее время изменениях?
«Решением правительства города мы теперь утверждаем типовое положение о закупках для хозяйствующих субъектов. Бизнес благодаря этому получает ясное представление о предмете и имеет возможность выстраивать свою корпоративную политику, исходя из этого. И участники идут на торги, уже зная, как они будут проводиться. А объёмы там серьёзные - на сегодняшний день размещается заказов более чем на 800 млрд руб.», - поясняет он.
Есть ещё один важный момент: заказчик теперь не может внести никаких изменений в заключённый договор. То есть былые ситуации, когда во время торгов декларировали одни условия, а по факту получались другие, исключены.
Насколько нынешние правила игры понятны, показывает активность - в среднем 6-7 участников на лот, но бывает, что доходит и до 50. «Почти 20% объёма закупок - это закупки субъектов малого и среднего бизнеса. Они участвуют в специализированных торгах, когда есть условия субподряда, и плюс тот электронный магазин поставщиков, когда по оферте, которую предлагают субъекты малого предпринимательства, заключаются конкретные договоры. У нас на такие лоты приходит подчас более 50 участников», - говорит руководитель департамента.
И всё же резервы для увеличения числа участников из этого сегмента бизнеса есть. Это показывает активность в 14-м павильоне ВДНХ, где вместе с Департаментом информационных технологий создана экспозиция. На ней можно проконсультироваться об участии в торгах и даже получить электронный ключ и сформировать пул интересующих закупок.
«Меня смущает, что на протяжении полугода мы видим количество поставщиков на уровне 35 тыс. субъектов малого предпринимательства. Хотим разобраться: остальные - это те, кто вообще не работает с городским заказом, или же люди не идут по другим причинам?» - поделился Геннадий Дёгтев.
Путь заявки
Система контроля заявок в городе тоже выстроена. Прежде чем попасть на сайт, каждая заявка проходит несколько этапов контроля. Сначала анализируется обоснованность закупки - если она не является первой необходимостью, то отклоняется. Затем проводится экспертиза минимальной начальной цены контракта.
С учётом всех этапов контроля и снижения цен в процессе торгов в среднем на 10,5-11% за нынешний год уже сэкономлено 60 млрд руб. бюджетных средств.
Контроль осуществляет не только Департамент по конкурентной политике, но и Главное контрольное управление Москвы. «Благодаря работе системы предварительного контроля стало возможным снизить нарушения во время самих торгов и после них, - считает Евгений Данчиков, начальник Главного контрольного управления. - В итоге за 5 месяцев нынешнего года количество нарушений, допущенных заказчиками, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,5 раза».
Значительно повлияло на это и усиление персональной ответственности должностных лиц. В 97% нарушений человек, готовивший документы на конкурс, и руководитель контрактной службы получают наказания. Кстати, контрактные службы теперь появились во всех городских учреждениях.
А чтобы компетенция их сотрудников была должного уровня, Главное контрольное управление совместно с Московским городским университетом управления создали кафедру, на которой те будут проходить обучение.