Сначала «алкогольщиков» несколько лет подряд мучили ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система). Заставили установить дорогостоящее оборудование, разорили пару-тройку мелких производителей, а потом ещё и стали закрывать тех, кто не успел оплатить «информационную систему».
Теперь новая напасть – власти намереваются обязать производителя маркировать свой продукт дважды, то есть снабжать каждую бутылку не одной, а двумя акцизными марками. Теперь марка будет украшать не только стенку, но и крышку бутылки – и её повреждения будут сигнализировать о том, что бутылка уже была открыта. По задумке авторов инициативы, это исключит возможность повторного использования бутылок с нанесёнными ранее акцизами.
Тем не менее, специалисты не верят в оправданность таких мер. Бороться с контрафактной продукцией, объём которой на российском рынке приобретает угрожающие размеры, они не помогут. Зато влетят производителю, а следовательно, и покупателю в копеечку. Одно только оборудование обойдётся «алкогольщикам» в $15 млн, а им ведь придётся платить ещё и за вторую марку.
Таким образом, дополнительная акциза ударит по кошельку простых потребителей довольно серьёзно: аналитики прогнозируют не менее чем 20-процентный рост цен на алкоголь в 2009 году, когда соответствующие поправки в закон об обороте этилового спирта должны вступить в силу.
С мнением аналитиков согласились и чиновники. Почти все министерства, имеющие отношение к будущему закону (Минфин, МЭРТ, Минсельхоз) дали отрицательные отзывы на проект. Тем не менее Государственная дума рассмотрит его в ближайшее время, сообщает «Газета».