А тонны навоза перерабатывают секретные китайские бактерии. О такой технологии не слышали даже в Министерстве сельского хозяйства. Понюхать чебаркульских свиней приезжают делегации со всей страны.
Очередь до Магадана
Кто хоть раз бывал в деревне, знает: найти животноводческий комплекс можно, держа нос по ветру. В пригороде Чебаркуля, деревне Малково, такая примета не работает. Хозяин свинарников Юрий Евстигнеев радушно приглашает гостей в свой «Мерседес» и лично везёт «на объект». По дороге может рассказать легенду: «Китайские учёные уже много лет выполняют сверхсекретное правительственное задание - готовятся к заселению Луны. В секретных лабораториях разрабатывается всё необходимое для будущих колоний. Учёные даже вывели бактерию, которая полностью уничтожает свиной навоз. При этом не выделяет ни аммиака, ни других вредных газов».
- Ну так вот, это - ОНИ, - таинственно подмигивает Евстигнеев. Его любимый фокус: завести ничего не подозревающего гостя в свинарник, быстро-быстро раскопать соломенную подстилку, зачерпнуть полную горсть и всучить сопротивляющемуся посетителю прямо в руки. Поначалу ошарашивает. Не за тем сюда человек ехал, чтобы голыми руками в навозе копаться. А потом озадачивает: не пахнет ничем - так, лёгкий аромат прелой соломы. А на ощупь - тёплое, влажное, уютное.
Вальяжные свиньи свысока наблюдают за всем этим цирком, даже не пошевелясь. Зато отовсюду торчат маленькие поросячьи пятачки. Этим всё интересно, как дети, они сопровождают Евстигнеева с компанией, дают себя потискать. Евстигнеевские поросята - чистенькие, мягкие и пушистые, как игрушки. И ни одного грязного прилипшего комочка!
- За моими поросятами очередь до Магадана, - гордится свинозаводчик. - Когда начал свиньями заниматься, обнаружил, что у нас в Челябинской области нет ни одного питомника. Чтобы купить племенных хрюшек, объехал полстраны. В наших деревнях свиньи давно выродились, порода не обновлялась - сколько их ни корми, всё равно мелкие да поджарые. А мои и вес набирают быстрее, и вырастают чуть ли не вдвое больше.
В доказательство слов хозяина одна мощная свиноматка встаёт, чтобы почесать загривок. Железная стенка клетки колышется. Свинья недовольно рыкает - ну прямо как лев в зоопарке. Право, страшно!
Мужики, назад - на землю!
Каждый раз Евстигнеев любуется произведённым эффектом. Старые животноводы, директора хозяйств, даже министры трогают, щупают, нюхают. Потом чешут в затылке.
Свинозаводчик добивает фактами: «Подстилка эта - обычные опилки слоем 70 см. Внутри разогреваются до 70 градусов. Свежий свиной навоз растворяется в подстилке ровно за сутки. Всё это дело рассчитано на 5 лет. То есть один раз заложил основу, влил китайских бактерий - и всё. Не надо ежедневно чистить клетки, убирать навоз, обогревать свинарник. Тепло идёт снизу. Даже крысы - бич свиноводства - тут не могут жить, потому что внутри для них очень жарко. Зато свиньям, особенно беременным и с маленькими поросятами, - благодать. Чтобы обслужить 500 свиней, нужен всего один человек. Себестоимость мяса падает в два с половиной раза». Тут, конечно, зрители аплодируют, аплодируют…
А Юрий Евстигнеев горько ухмыляется: «Думаете, я это затеял ради рекламы бактерий? Нет! Моя мечта - мужика на землю вернуть. Хотя бы с помощью китайских технологий».
У всех музыкантов есть клички - так заведено. У него была Семён. В честь Семёна Семёныча Горбункова из «Бриллиантовой руки». С 13 лет он барабанил с агитбригадами по деревням. Потом играл по ресторанам. В 90-е годы первым в Чебаркуле открыл ларёк - с сигаретами и «Сникерсами».
А для себя, для дочек разводил курочек, держал пару свинок. Постепенно подсобное хозяйство увеличивалось. Когда кабацкий музыкант Семён превратился в мужика, он и сам не заметил. А потом уж поздно стало - затянуло, зацепился за землю и корни пустил.
- По телевизору постоянно твердят, что без участия государства невозможно поставить рентабельное сельское хозяйство. Но я же поставил! У меня был диплом Института культуры, «КамАЗ» и два автокрана. Я ничего ни у кого не просил. Никому ничего не должен. У меня дом, дорогие машины, успешный бизнес. А душа просит большего. Хочу, чтобы мужик на землю вернулся - на свежий воздух, на колодезную воду, на углеводы с грядки, на белки из сарайчика… Говорят, нет настоящих мужиков. Брехня! Есть! И я их знаю. И их немало».
У Юрия есть бизнес-план:
- Всё очень просто. С помощью моей технологии уход за свиньями минимальный - на 200 голов 15 минут в день. Предположим, семья берёт у меня на откорм 200 поросят. Корма можно брать у своих же фермеров - им выгоднее зерно на фураж продавать, чем сдавать за бесценок барыгам-перекупщикам. Итак, 200 поросят. Пробежаться три раза в день и закинуть им корм может и 10-летний пацан. Родители ему ставят условие: ты кормишь свиней, а потом с каждой сотни - 10 штук твои. Родители спокойно работают, мальчишка при деле. Осенью я сам приеду и заберу у них всех свиней на убой (у меня в Чебаркуле сеть магазинов). Рассчитаюсь сразу наличкой. Считаем: 10 свиней - это в среднем 120 тыс. рублей. 20 свиней - уже 240. Для сельского паренька огромные деньги. За несколько лет можно на иномарку скопить.
- У меня никогда не будет конкурентов, - заявляет Юрий Евстигнеев. - Отдам откорм свиней в руки населения, у самого времени прибудет. За свинофермой хочу пруд выкопать, рыбу туда запустить, раков, уток, гусей… Всё, что на воде кормится, знаете, какая золотая жила?
Мужик сказал - мужик сделал. Уверена, что так и будет.