Примерное время чтения: 8 минут
2851

Время заботиться о земле: агрохолдинг построен на личные инвестиции

АиФ №51. Генно-заМинированы 18/12/2013
Комбайны стоят дорого, но с их помощью удалось убрать весь урожай даже с мокрой земли.
Комбайны стоят дорого, но с их помощью удалось убрать весь урожай даже с мокрой земли. / «Корнев Групп» / пресс-служба

Куда вложить деньги? Этот вопрос время от времени встаёт перед каждым успешным предпринимателем. И многие стереотипно находят удачные варианты исключительно за рубежом, подтверждая выводы аналитиков: зарабатывают здесь - вкладывают там. Многие, но не все. 

Сумасшествие?

Какой бы крупной ни была сеть магазинов регионального ретейлера, она всё равно меньше, чем сети, покрывшие всю страну. И перспектив дальнейшего развития, соответственно, практически нет. А в условиях активного проникновения ретейлеров федерального масштаба в регионы единственно правильным с точки зрения бизнеса решением локального игрока было уступить дорогу. 

И Михаил Корнев, владелец сети супермаркетов «Пятачок» (19 магазинов в Тамбовской области), продаёт свой бизнес. Одновременно самому себе отвечает на вопрос: что дальше? Просчитывает традиционные варианты: инвестиции в недвижимость за рубежом, выход на фондовый рынок… Расчёты неплохие, опыт коллег тоже говорит в пользу таких путей. Но душа не лежит. И решение, которое в конце концов он принимает, повергает в ступор многих друзей и знакомых. 

«Все, кто меня знает, и люди, к которым я обращался за консультациями, говорили, что я сумасшедший», - вспоминает он

Конечно, колебания и страхи были. Но жена Наташа, с которой они учились в одной школе и живут уже больше 20 лет, поняла и полностью приняла его решение. Она знает, что муж вырос на Тамбовщине и без неё себя не представляет. Её поддержка была важнее, чем взгляды со стороны.

И вот зимой 2011 года предприниматель Корнев создаёт компанию «Зелёная долина», которая приобретает для начала 3,5 тыс. га одного из сельхоз­предприятий области. 

Тамбовский картофель

На московских рынках продавцы неизменно ставят перед своей картошечкой картонки с надписью «тамбовская». Тамбовский картофель - это уже народный бренд, гарантирующий качество. Однако в промышленных масштабах на Тамбовщине картофель никогда не выращивали - это было уделом частников в личных подсобных хозяйствах или мелких фермеров.

Корнев решил заняться корнеплодами по-крупному. Это трудно, поскольку овощеводство - дело скрупулёзное и затратное. Овощам требуется орошение, да и сохранить их - проблема.

«Над нами смеялись. Но сейчас, по моим данным, мы уже входим в пятёрку крупнейших производителей картофеля и овощей в России - за два с половиной года работы! В этом году вырастили 77 тыс. тонн картофеля и овощей. Часть положили на хранение, часть уже продали», - удовлетворённо говорит Михаил.

И если в сложную осень нынешнего года, когда за один месяц выпало четыре месячные нормы осадков, некоторые хозяйства не смогли спасти значительную часть урожая (картошка попросту сгнила в мокрой земле), то в «Зелёной долине» убрали всё. Средняя урожайность получилась ­320 ц/га, а на некоторых экспериментальных сортах она достигла 500 ц/га.

В овощехранилищах сейчас огромные горы картофеля, свёклы, лука… Хранятся корнеплоды в темноте, автоматически вентилируются и могут «дожить» не только до января, как в большей части хранилищ, но даже до мая. Капуста и морковь - отдельно, в холодильнике, поскольку им для сохранности нужна низкая температура.

Инвестиции без скупости

Хранилища достроены в этом году и теперь могут вместить 60 тыс. тонн овощей. Они соединены общей галереей, по которой овощи везут на обработку - калибровку, мойку, шлифовку, полировку и фасовку. Новая (мокрая) линия запущена несколько дней назад. Даже отгружают продукцию из помещения: кузов фуры становится внутрь, на улице остаётся только кабина.

Неподалёку от овощехранилища сияет на солнце новенький элеватор на 20 тыс. тонн зерна - севооборот никто не отменял, поэтому зерновые здесь тоже выращивают. Его построили за 9 месяцев. Сами подрядчики удивлялись темпам строительства. 

Когда покупали технику, доброжелатели советовали брать что-нибудь попроще. Но Корнев выбрал посложнее: один самоходный четырёхрядный комбайн Dewulf Kwatro стоит порядка 800 тыс. евро. Плюс обучение механизаторов, которые, кстати, на удивление голландских учителей, освоили всю их «космическую» электронику достаточно быстро и легко. 

Так вот он купил два таких комбайна и ещё два самоходных четырёхрядных Puma+. И называет это… оптимизацией операционных затрат, так же как и установку поливальных машин, для которых проложен 21 км трубопровода, чтобы вода из Воронежа доходила до полей. Так же как строительство высоковольтной подстанции…

С заботой и любовью

К основному средству своего производства - земле - в компании относятся бережно. Выполняют все рекомендации агрономов во главе с Сергеем Банадысевым, доктором наук, в прошлом - директором Института картофелеводства Национальной академии наук Беларуси. Засеяли озимый рапс и поясняют: «Пошли на эксперимент - впервые посеяли масличную культуру. Но Сергей Александрович сказал, что у нас всё получится, и мы ему верим».

Оборудованная новейшей техникой лаборатория регулярно проводит анализы почв с разных участков - следит за их состоянием. Здесь понимают: для того чтобы земля давала высокие урожаи, о ней нужно заботиться.

Село Борщевое близ Мичуринска, ставшее основной базой хозяйства, преобразилось. Здесь появились хорошие дороги и газ, строятся дома для привлечённых специалистов. В каждом подразделении, будь то МТП или овощехранилище, есть тёплые раздевалки, туалеты, душ, а также столовая, где работников кормят бесплатными горячими обедами. Неудивительно, что некоторые ездят сюда на работу из других сёл за несколько десятков километров.

«Есть огромные агрохолдинги. Мы пока маленькие. Но делаем то, что раньше никто не делал. На третий год вышли на операционную прибыль. И это при том, сколько мы инвестировали!» 

Михаил с гордостью рассказывает, что, чётко следуя разработанной стратегии развития бизнеса, они идут опережающими темпами. И рисует перспективы:

«Если нам удастся через три года произвести 250 или 300 тыс. тонн картофеля, это будет замечательно. Мы подводим под это бюджет, готовим специалистов, сажая их в учебные классы, изучаем новые технологии». 

Кстати
Почему наш картофель лучше импортного? Импортный, который продаётся в наших магазинах, выращен чаще всего в Европе, Китае, Индии, Пакистане и Израиле. В почвах жарких стран, как правило, мало питательных веществ, много песка. Работать удобнее, но сколько нужно вносить удобрений?! Европейский картофель вообще может оказаться генно-модифицированным. Кроме того, гигантская урожайность за рубежом достигается за счёт того, что там за сезон производится до 15 обработок ядами и химическими средствами защиты. Наши производители и к земле, и к овощам относятся значительно бережнее.

Обойти ногами

«Корнев групп» - так называется агрохолдинг, куда вошла теперь «Зелёная долина» - предприятие, с которого бизнес начался. Амбициозно? Пожалуй. Но бизнес без амбиций не бывает.

«Мне говорили: «У тебя прекрасная сельскохозяйственная фамилия - дай её бизнесу». Фамилии-то уже лет 500, причём все крестьяне были. И всё же я долго сомневался. Советское воспитание сказывалось - не­скромно как-то. Но главное, что чрезвычайно ответственно: честь и достоинство поставлены на карту. 

В компании сейчас работают сотни человек, завтра будут тысячи - за каждым не уследишь. Кто-то купит пакет где-нибудь в Питере или Нижнем, а там - гнилая картошка. Что он обо мне скажет?» 

Год думал Михаил Корнев, но решился. Понял, что это даёт ему моральное право строго спрашивать за качество с работников. А вообще его амбиции сводятся к тому, чтобы во всех крупных магазинах больших российских городов появилась вместо импортной его, тамбовская, картошка.

У агрохолдинга уже больше 22 тыс. га земли, все - в пределах Мичуринского района. Но это не просто скупка земель не глядя в качестве безликого актива, как делают сегодня многие. Приобретая новый участок, он обязательно объезжает его на автомобиле либо, что бывает чаще, обходит ногами. 

«Десять лет занимаясь торговлей, я зарабатывал большие деньги. Но драйва не было, - говорит Корнев. - Труд земледельца совсем другой. Мы производим продукты питания… Я стою на этой земле и понимаю: сотни лет мои предки ухаживали за ней. А теперь эта земля моя, я за неё отвечаю. Теперь моя очередь заботиться и оберегать её»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах