Примерное время чтения: 8 минут
565

Медленно и бестолково. Россияне оценили «удобство» электронных госуслуг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. В пробирке вырастили мясо! 14/09/2011

На днях в деревне Бебяево Нижегородской области с помпой открыли центр электронных госуслуг.

Код доступа

Сотрудницы Бебяевской почты теперь принимают от сельчан заявки. Правда, электронное меню бебяевцам пока предлагают небогатое: встать в очередь на квартиру, получить информацию о бесплатном образовании и доступ к оцифрованным книгам. Зато на областном портале Нижнего Новгорода (а он в деле «электронизации» услуг числится в передовиках) можно даже пожаловаться в ЖЭК на протечку в трубе и проследить судьбу заявки. Один молодой отец, например, сообщил о том, что в его доме не полностью открываются двери лифта, — детская коляска не проходит.

Проблему устранили. Преимущество нижегородского сайта — в наличии кнопки «Услуги онлайн». Нажимаешь — и сразу видишь, что можно сделать, не вставая со стула. Например, оплатить штраф за нарушение Правил дорожного движения, передать показания электросчётчика, оформить регистрацию и даже проверить успеваемость студента НГТУ им. Алексеева.

На федеральном портале gosuslugi.ru узнать, какой сервис полностью доступен в виртуале, можно, только углубившись в меню сайта. По данным Минкомсвязи РФ, портал оказывает 132 услуги, 10 из них не требуют личного присутствия заявителя.

Госуслуги, полностью доступные в онлайн-режиме
1. Информация о налоговой задолженности физлица.
2. Ведение Единого госреестра юрлиц, Единого госреестра индивидуальных предпринимателей

и предоставление содержащихся в них сведений.
3. Данные о зарегистрированных некоммерческих организациях, филиалах и представительствах

иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
4. Информация о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного

страхования.
5. Библиографическая информация из государственных библиотечных фондов.
6. Информация из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав.
7. Официальная статистическая информация.
8. Сведения об административных правонарушениях в области дорожного движения.
9. Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, размещение

публичных кадастровых карт в Интернете.
10. Постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учёт.

Но все услуги требуют регистрации на сайте. Процесс этот вызывает множество жалоб. Заполнив анкету, отыскав номер пенсионного свидетельства, а также ИНН, гражданин, если сайт не завис, узнаёт, что код доступа он получит по обычной почте, а вовсе не по электронной (ради сохранности персональных данных). Ждать нужно две недели, но дожидаются не все: то ли конверт теряется по дороге, то ли на сайте случается сбой, но проходят месяцы, а кода нет.

— Зарегистрироваться заново нельзя, — рассказывает попавший в такую ситуацию столичный журналист Илья. — Потому как по их ведомству я уже числюсь зарегистрированным. И заявить рекламацию не могу — милые барышни в колл-центре требуют от меня номер заявки, которого я никогда не получал. Замкнутый круг...

Трудности с обратной связью — вот что вызывает наибольшее раздражение и у тех, кто код всё-таки получил.

— В регпалату по работе мне приходится обращаться едва ли не каждый день, — рассказывает Ульяна Данилова, риелтор из Челябинска. — Сначала я обрадовалась, что можно подавать заявки по Интернету, но, попробовав, никому не советую. Во-первых, ответа приходится ждать как минимум 5 дней, и при этом абсолютно непонятно, получили на том конце провода твою заявку или нет. Если приходит ответ: «Ваш запрос не принят», — время упущено и не у кого спросить, почему отказали. Уж лучше съездить лично. Регистратор исправит ошибки, и на руках останется бумага, в которой указано, когда будет ответ.

К сожалению, иногда сайт предоставляет неверную информацию. Когда москвичка Гуля попыталась получить общегражданский паспорт взамен утерянного, на сайте она нашла список документов, в котором значился в числе прочего «талон-уведомление» из милиции. Получив его, она узнала, что требуется вовсе не талон, а справка, а это другой документ.

И в ЗАГС, и к врачу

Зато с загранпаспортами Интернет справляется неплохо — справки можно отсканировать и отправить в электронном виде.

— Правда, после этого нужно постоянно проверять личный кабинет на сайте, чтобы не пропустить сообщение о том, когда ты можешь без очереди прийти в миграционную службу и отдать распечатанное и подписанное заявление, которое ты уже оставил на портале, — рассказывает жительница Самары Ольга О. — Потом ждёшь ещё две недели, проверяешь личный кабинет. Наконец, тебе сообщают, когда прийти за документом. В итоге на оформление загранпаспорта у меня ушло полтора месяца.

Лично принести паспорта нужно и тем, кто подаёт электронное заявление о вступлении в брак. В Татарстане брачующиеся уже освоились: 70% бронируют день свадьбы через Интернет.

— 2 июня мы подали электронное заявление на ­2 сентября, за месяц до свадьбы пришли в ЗАГС и сэкономили время — заполнять заявление уже не пришлось, — рассказывает жительница Казани Дарья.

Ещё в Татарстане можно через сайт записать ребёнка в садик и к врачу. А вот в Башкирии народ недоволен.

— Запись в поликлинику Республиканской детской больницы теперь ведётся по одному номеру электронной регистратуры — дозвониться практически нереально! — жалуется Ольга Галиуллина, жительница Благоварского района. Казалось бы, электронная очередь вообще не подразумевает дозвонов по телефону, но Интернет-то ведь есть не у всех... И специальных «инфоматов» — терминалов, открывающих доступ на сайт, — по всей стране только 500 штук.

— Сейчас система просто выполняет функции электронной почты, с помощью которой граждане высылают чиновникам документы, — считает Илья Пономарёв, депутат Госдумы, член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. — Но потом им всё же приходится идти, например, в УФМС. А ведь «электронное правительство» — это способ взаимодействия человека и власти без участия чиновников. Не работает и система межведомственного документооборота — когда чиновники сами собирают все необходимые им сведения, которые есть в распоряжении других органов власти. Её должны были внедрить повсеместно с 1 июля этого года, но отложили до 1 октября — для федеральных органов власти и на июль 2012 года — для регионов и муниципалитетов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах