Юриста и блоггера Алексея Навального подозревают в том, что его кампания по борьбе с коррупцией была отнюдь не бескорыстна. Согласно информации, размещённой на сайте Исследовательско-аналитического центра репутационной защиты (ИАЦРЗ), многие выступления Навального были оплачены из бюджета заинтересованных структур.
Напомним, впервые версия о заказном характере компроматов, якобы собранных Алексеем Навальным, была выдвинута на страницах «МК» и основывалась на сообщении на сайте ИАРЦЗ. Согласно сообщению, Центр занимается «разработкой и практической реализацией репутационной стратегии компании», и для этого — кроме всего прочего — может обеспечить заказную публикацию в блоге Навального. Стоимость одной публикации составляет 100 тысяч долларов; судя по прайсу, это самая дорогостоящая услуга ИАРЦЗ.
Здесь же приведены примеры якобы успешного использования блога Навального в качестве площадки для размещения компромата. Один из них — это требование отставки главы Минтранса Игоря Левитина; другой — публичный спор с ректором ГУ ВШЭ о новом законе о госзакупках и т.п. Также заказной, согласно информации ИАРЦЗ, являлась публикация о сделке между Минрегионом и компанией Виктора Вексельберга «Ренова». Тогда в блоге Навальный написал, что Вексельберг купил здание на улице Красная Пресня за 500 млн рублей, а продал его Министерству уже за 3,5 миллиарда.
— Его деятельность во многом связана с бизнес-интересами, — комментирует действия Навального ведущий эксперт Центра политической коньюнктуры России Дмитрий Абзалов. В интервью журналу «Компания» Абзалов предположил, что скандалы в Транснефти также являются «конкретным коммерческим заказом со стороны одной компании на другую»; при этом именно с них и началась антикоррупционная слава Алексея Навального.
Другим косвенным доказательством того, что выступления Навального кем-то оплачиваются, Абзалов считает появление Интернет-проекта «РосПил». Как утверждает сам борец с коррупцией, сайт создан и работает исключительно за счёт пожертвований; но Абзалов уверен, что проект не может «существовать на пожертвования, если нет других заказов».
— А блогинг в последнее время становится серьезным информационным ресурсом, — добавляет эксперт. — Наиболее популярные блоги кто-нибудь да финансирует.
Не исключено, что загадочный ИАРЦЗ также является очередным «проектом» Навального, указывает «Компания». В конце прошлого лета, на пике конфликта с компанией Транснефть, юрист остро нуждался в дополнительных финансах, а значит мог сам набрать команду специалистов в области консалтинга и PR, и позже из них и вырос злополучный ИАРЦЗ.
Впрочем, с такой же долей вероятности ИАРЦЗ может быть чьей-то попыткой очернить Навального. За последний год он не раз выступал с обличениями крупных компаний, госкорпораций и федеральных служб, и тот же «РосПил», созданный в декабре, только подливает масла в огонь. В начале года на сайт была совершена DDos атака, а недавно аналогичная судьба постигла «Живой Журнал». При этом именно на страницах ЖЖ Навальный и ведёт свой ставший предметом скандала блог; впрочем, пока на его страницах так и не появилось реакции на обвинения.