— Меня радует, что наконец пошла совместная работа Москвы и области. Это должно было начаться ещё лет десять назад, — сказал Президент РФ Дмитрий Медведев на недавней встрече со столичным градоначальником Сергеем Собяниным. — Но транспортная проблема остаётся одной из самых тяжёлых, поэтому для её решения нужно подготовить специальную программу.
Её обсуждение со всеми заинтересованными сторонами (столичными, областными, федеральными чиновниками и экспертами) на днях закончено, и документ передан на рассмотрение в Правительство РФ. Москвичи, между тем, слегка устали от разговоров на антипробочную тему (они ведутся уже четыре месяца), поэтому всё время спрашивают: «А сейчас-то что делается?»
Новым автобусам — по спецполосе
Чтобы заставить нас покинуть мягкие кресла автомобилей, чиновники намерены потратиться в первую очередь на развитие общественного транспорта. В США к этой мысли пришли, сначала понастроив просторных трасс и лишь потом осознав: чем больше дорог, тем больше машин. Уже в ближайшие месяцы для Москвы закупят 700 низкопольных (удобных для мам с колясками, инвалидов и пожилых москвичей) автобусов, троллейбусов и трамвайных вагонов. Всего же их будет приобретено порядка 2 тысяч единиц. Чтобы им было где разогнаться, в мае-июне начнутся работы по созданию выделенных полос на 18 вылетных (тех, что ведут из города) и девяти внутренних столичных магистралях. Главное, чтобы они появились там, где действительно нужны (в ближайших номерах мы расскажем об этом подробно).
В 17 млрд руб. обойдётся строительство первой очереди скоростного трамвая. Линия из девяти остановок пройдёт на востоке города от «Площади Ильича» до ул. Сталеваров. Правда, начать пользоваться им москвичи смогут не раньше, чем в 2013 году.
Подземка до области доведёт?
Освобождение подземки от пробок также начнётся в самое ближайшее время. На что люди жалуются чаще всего? Не пробиться к кассам при входе в вестибюли станций в утренние и вечерние часы.
— Действительно, такая проблема существует, — признался мэр Москвы Сергей Собянин. — Мы вместе с руководством метрополитена определили план мероприятий, который включает и установку автоматов по продаже билетов. Они появятся на всех станциях.
1,5 тысячи билетных киосков обойдутся в 450 млн руб.
Придёт метро и в удалённые районы Москвы — Новопеределкино, Куркино, Новокосино. В текущем году откроют ст. «Жулебино» на Таганско-Краснопресненской линии, а в будущем — ст. «Новокосино» Калининской линии.
— При существующем объёме перевозок в Москве надо было строить на порядок больше новых линий, — уверен С. Собянин. — Мы за последние годы серьёзно отстали от других мегаполисов мира. В Нью-Йорке более 1 тыс. км метро, в Сеуле, в котором я не так давно был, — 450 км, а в Москве — всего 300 км. Притом что проблемы с транспортом у нас самые большие. И сегодня достаточно денег, для того чтобы строить столько, сколько смогут освоить проектировщики. Проблема ведь в том, что нет заделов и изысканий. Считаю, что протяжённость метро надо увеличить не на 150 км — её нужно удвоить. Потому что более демократичного и более эффективного транспорта никто в мире пока не придумал.
Кстати, на метрополитен приходится 56% всех транспортных перевозок в городе.
Кольцо — дорогое удовольствие
Но не всё так прекрасно в новой транспортной программе. При более детальном рассмотрении наметились проблемы, например, с московским малым кольцом железной дороги. Его, напомним, хотели реконструировать, для того чтобы полностью отдать под движение пассажирских поездов.
— Реконструкция выливается в достаточно дорогое удовольствие, и по годам это длительная перспектива, — рассказал С. Собянин. — Поэтому мы с руководством РАО «РЖД» ведём переговоры, для того чтобы уже в ближайшее время разгрузить эту железную дорогу от грузовых составов. Вообще считаю, что железная дорога играет недостаточную роль в пассажирских перевозках. Это касается и пригородных электричек. Они должны работать лучше, у них график должен быть более удобный, да и комфортность необходимо повысить.
Кто бы спорил! Но хватит ли на всё денег?