Примерное время чтения: 5 минут
276

Электрички опять подешевели, но РЖД ещё «отыграется»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Какие дороги в России станут платными? 10/02/2010

Хронику событий восстановить несложно. 15 января пассажиров пригородных поездов насильно вовлекли в увлекательную ролевую игру, которую можно условно назвать «Удельный князь». Суть игры следующая: каждый, пересекающий границы Московского княжества, обязан платить дань-пошлину. Почему? А потому, что такое решение приняли власти сразу двух регионов — Москвы и Московской области. Если раньше стоимость билета рассчитывалась по железнодорожным зонам, то с «момента икс» территория столицы получила статус особой, проезд по которой, вне зависимости от дальности поездки, будет фиксированным. Для начала «московский билет» оценили в 26 руб. Стоимость же проезда по одной зоне в области повысили с 14 до 16,5 руб.

Жулик в форме?

В итоге у тех, кто ежедневно мотается на работу из ближнего или дальнего Подмосковья в столицу, билет подорожал в разы. Раньше житель какого-нибудь города-спутника типа Люберец или Мытищ платил за проезд лишь по одной железнодорожной зоне. Теперь же нужно платить и за зону, и за Москву. В сумме вместо 16,5 руб. выходит 42,5 руб.

Во что это вылилось, многие, наверное, видели. Уже более-менее привыкшие к дисциплине пассажиры освежили в памяти анархию 90-х, когда безбилетный проезд считался в порядке вещей, а излишне требовательный контролёр рисковал получить по сопатке.

Я сам, несколько раз проехав по личной надобности давно знакомым маршрутом по Курскому направлению, в этом убедился. Усталые тётки, дежурящие у турникетов, махнули рукой на резвецов, которые перепрыгивали поверху. Не было им дела и до тех, кто подлезал низом. Пару раз, впрочем, дежурным на подмогу приходили дюжие парни-охранники. Тогда ситуация накалялась. Но по результатам потасовок высокие стороны, как мне показалось, пришли к компромиссу. Те, кто едет без билета и, достигнув Москвы, не хочет прыгать с платформы и утекать огородами, могут пройти через турникет за мзду малую — всего 10 руб. Кстати, кое-где турникеты «на выход» не работают довольно давно — в Царицыно, например, и без турникетов такая давка, что караул.

Лучше всех себя проявили рядовые работники РЖД. Когда в поезде раздался клич «Контра!», половина пассажиров метнулась перебегать в уже проверенный контролёрами вагон. Я остался сидеть. А дальше... начался анекдот:

— Молодой человек! Что это у вас за билет? — обратилась ко мне кондуктор. — Текстильщики — Столбовая и обратно за 217 руб.? Вас что, не учили деньги экономить? Для входного турникета покупаете «московский» до Бутово за 26 руб., потом нам отдадите ещё 52 руб., и все дела!

На вопрос, а что же будет, если «контра» вовсе не появится, последовал шикарный ответ: «Ваше счастье!» То, что подобные ухватки практиковались и раньше, не секрет. Но услышать подобную пропаганду от должностного лица при исполнении — дорогого стоит.

Неделю назад было подписано трёхстороннее соглашение между московскими и областными властями, а также руководством РЖД, согласно которому расчёт снова пойдёт по зонам, независимо от того, столица это или «замкадье».

Мягко стелет...

— Я уверен, что данную уступку надо воспринимать как временную меру, — говорит Константин Черемисов, заместитель руководителя фракции КПРФ в Мособлдуме. — Резкое поднятие цен — не более чем проверка общественной реакции: мол, будет взрыв или нет? Взрыв состоялся, власти сделали выводы. Сейчас взят тайм-аут для проработки иных вариантов, и они вскоре появятся.

Стоит напомнить о событиях июля прошлого года, когда тоже ходили неприятные слухи. Дескать, РЖД несёт большие финансовые потери, и, значит, неминуемо жди повышения цен на билеты. Тогда руководство РЖД гневно отмело подобную возможность развития событий, обозвав тех, кто об этом говорит, «примитивными провокаторами и политиканами». То, что произошло спустя меньше чем полгода после «провокации», должно говорить о многом.

Что же делать пассажирам? На их защиту встало Общество защиты прав потребителей, а РЖД в свою очередь снизило тарифы. Хочется надеяться, что в будущем цены не будут подталкивать людей к нарушению закона.

Изменение тарифов

2009 г. — 14 руб. за одну зону.

С 1 января 2010 г.:

• 16,5 руб. за одну зону,

• 26 руб. за проезд в черте Москвы.

Всего 42,5 руб.

С 6 февраля 2010 — 16,5 руб. за одну зону — рост на 18% по сравнению с 2009 г.

Одна поездка на электричке в черте Москвы будет стоить 26 руб. вне зависимости от продолжительноти маршрута.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах