Прежде всего, строительство магистрали - дело дорогое. К тому же прокладка новой трассы требует множества согласований в добром десятке ведомств. Тем не менее, как показывает пример первого участка новой автомагистрали «Москва - Санкт-Петербург», российские дорожники готовы осваивать науку качественного строительства, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон - государства, инвесторов и населения.
Кому нужен «порубочный билет»?
Как утверждают сами строители, в их деле сбор разрешительной документации - едва ли не самый важный и ответственный этап реализации проекта. Неудивительно, что в случае с проектом новой автотрассы он занял несколько этапов. Вначале были получены согласования от Правительства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Агентства лесного хозяйства по Москве и Московской области, Минсельхоза и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. Затем было подготовлено лесоустроительное дело и получены положительные заключения целого ряда контролирующих органов, включая такие организации, как Управление архитектуры и градостроительства Химкинского района, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, ФГУ «Мосрыбвод», Федеральное агентство водных ресурсов, а также Управление по охране и использованию культурного наследия Минкульта Московской области. Только список названий в перечне разрешительной документации занимает несколько печатных страниц.
Сегодня ознакомиться с этими документами может любой представитель общественности, отправив официальный запрос. Подготовленные строителями разрешительные документы предусматривают все, включая несущественные на первый взгляд мелочи. Именно поэтому так легко были отбиты упрёки «рьяных экологов», заявивших о том, что строители автотрассы должны были обзавестись так называемыми «порубочными билетами». На самом деле в соответствии с действующим российским законодательством такой документ используется только в пределах городской территории, на землях, находящихся в муниципальной собственности. Для обустройства просеки на федеральной земле никакого «порубочного билета» не нужно.
Дорога будущего
Конечно, многотомная разрешительная документация нужна не для споров с вечно недовольными оппонентами всего нового, что появляется в нашей стране. Проект новой скоростной автомагистрали «Москва - Санкт-Петербург», которая в буквальном смысле слова соединит две столицы, а также решит застарелую проблему пробок на пути в Химки и аэропорт «Шереметьево», слишком важен для страны, чтобы дать его создателям право на ошибку. Строительство идёт в точном соответствии с графиком: все работы по подготовке первого участка (около 9 км) будут завершены к 1 сентября нынешнего года. Во многом потому, что каждый шаг взвешивался и анализировался ещё на подготовительном этапе. Так, среди множества вариантов прохождения трассы был выбран именно тот, который в наименьшей мере затрагивал интересы местных жителей. Достаточно сказать, что альтернативные маршруты предусматривали переселение десятков тысяч человек и снос множества зданий, в том числе из жилого фонда.
Выбранный вариант прохождения трассы стал единственно возможным к проектной реализации. И в планах дорожных строителей особое место занимают меры компенсации. Так, на аналогичном по площади земельном участке будет организована высадка деревьев. Проектом предусматривается и озеленение территории взамен утраченного, и строительство путепроводов на путях миграции животных, и установка защитных экранов, и многое другое.
Сейчас активно обсуждается ряд дополнительных компенсационных мероприятий, не предусмотренных действующим законодательством и проектной документацией, например, таких, как повышение охранного статуса Химкинского леса, возможное увеличение посадок новых деревьев, и других способов сохранения и восстановления экосистем.