Тайну исчезновения малайзийского «Боинга» в марте 2014 года пытаются разгадать французские следователи. Как пишет издание La Parisien со ссылкой на источники в следственной группе, виновником гибели самолета мог быть командир экипажа.
«Спокойной ночи, MH370»: как пропал «Боинг»
В ночь на 8 марта 2014 года пассажирский авиалайнер Boeing 777, принадлежавший авиакомпании Malaysia Airlines, и выполнявший рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин, исчез при входе в воздушное пространство Вьетнама.
«MH370, работайте с Хошимином, 120,9, спокойной ночи», — сказал диспетчер.
«Спокойной ночи, MH370», — эти слова экипажа стали последней весточкой от 239 человек — 12 членов экипажа и 227 пассажиров.
В первые часы после исчезновения отрабатывали трагичную, но обыденную версию: самолет потерпел крушение из-за ошибки экипажа или технической неисправности.
Но никаких следов крушения найти не удалось, зато стало известно, что вскоре после последнего выхода экипажа на связь кто-то на борту отключил устройства-транспондеры, передающие информацию о местоположении самолёта и его идентификационные данные.
Анализ данных радиолокационных станции позволил установить — после отключения транспондеров лайнер изменил курс. Отклонившись на сотни километров от маршрута, в последний раз он был зафиксирован при прохождении путевой точки MEKAR на воздушной трассе № 571 северо-западнее острова Пулау-Перак на высоте 10 900 метров.
Обломки на острове Реюньон
Дальнейший маршрут самолета рассчитывался на основе данных о работе двигателей «Rolls-Royce», которые терминалы лайнера передавали через спутники Inmarsat наземным службам.
На основе этих сообщений, а также с помощью расчетов возможной траектории полета, следственная группа пришла к выводу, что Boeing 777 с момента исчезновения находился в воздухе еще 7 часов. Самолет закончил свое последнее путешествие в южной части Индийского океана, упав после израсходования всех запасов топлива.
В январе 2015 года все, кто находился на борту рейса MH370, были признаны погибшими в результате «несчастного случая».
29 июля 2015 года сотрудник бригады по уборке пляжей на французском острове Реюньон Николя Ферье обнаружил обломок двухметровой длины, похожий на часть крыла самолёта. Обломок был найден недалеко от города Сен-Андре. Этим обломком оказался элерон-закрылок пропавшего «Боинга» — его принадлежность самолету подтвердили эксперты. Остров Реюньон находится в 4000 километров от предполагаемого района падения самолета, но специалисты Австралийского бюро по безопасности на транспорте (ATSB) подтвердили, что обломки в результате длительного дрейфа могло принести к Реюньону.
Позднее были найдены и другие обломки. Так, в декабре 2015 и феврале 2016 года на побережье Мозамбика нашли фрагмент створки обтекателя направляющей закрылка и панель правого горизонтального хвостового стабилизатора. Весной 2016 года на пляже Моссель-Бей (ЮАР) и побережье острова Родригес (Республика Маврикий) были обнаружены сегменты обтекателя двигателя и фрагмент обшивки внутрисалонной двери R1. На острове Маврикий нашли и фрагмент задней кромки крыла.
Международное расследование не нашло ответов. За дело взялась Франция
Все эти факты свидетельствовали об одном — самолет действительно погиб. Но ответа на вопрос, как и почему, нет до сих пор.
В конце июля 2018 года международная следственная группа опубликовала итоговый отчёт на 1500 страницах. В нем говорилось, что имеющиеся свидетельства «неопровержимо указывают на противоправное вмешательство, в результате которого перестали работать системы связи и самолёт был вручную развёрнут». Но ответить на вопрос, кто это сделал и какие цели он преследовал, следствие не сумело.
Опытнейшие специалисты, проработавшие в области расследования авиапроисшествий многие годы, признаются, что трагедия MH370, возможно, самая сложная загадка в истории мировой авиации.
Следственные органы Франции подключились к делу после обращения французского инженера Гислена Ваттрелоса. Среди пассажиров «Боинга» были его жена и двое детей. Теперь мужчина во чтобы то ни стало пытается докопаться до правды.
Французскому следствию понадобится год работы, чтобы изучить все доступные материалы. Однако источник La Parisien утверждает — резкие маневры, которые самолет производил незадолго до падения, свидетельствуют о том, что за штурвалом до последней минуты находился человек.
Командир под подозрением
«Слишком рано говорить категорически. Но ничто не указывает на то, что кто-то еще мог войти в кабину ... », — цитирует французское издание слова источника.
Пилотировали самолет 53-летний командир Захари Ахмад Шах и 27-летний второй пилот Фарик Абдул Хамид. Второй пилот подозрений у следствия не вызывает — Фарик Абдул Хамид не был замечен в сомнительных связях, не вел себя подозрительно. У молодого человека в скором времени намечалась свадьба.
Журналисты, изучавшие биографию Захари Ахмад Шаха, обращали внимание на несколько важных моментов. С супругой летчик не разводился, но жил раздельно. Дети его выросли, и вели самостоятельную жизнь. Захари Ахмад Шах трудно переносил одиночество, и коротал свободное время за штурвалом авиасимулятора. Среди виртуальных маршрутов полета пилота были и те, которые вели в южную часть Индийского океана. Также в ходе следствия всплыла информация, что Захари Ахмад Шах поддерживал оппозицию, и якобы даже собирался участвовать в акциях протеста против малайзийских властей.
Логичный вопрос — если командир судна действительно направил самолет в направлении, которое вело его к гибели, почему никто на борту не сделал хотя бы попытку помешать ему? Ведь от момента ухода с маршрута до момента падения лайнера прошло несколько часов.
Убийство при помощи разгерметизации
Издание The Atlantic, в июне 2019 года также ссылавшееся на доступные материалы расследования, пишет — пассажиры погибли задолго до того, как самолет упал.
Согласно этой версии, Захари Ахмад Шах избавился от второго пилота — нейтрализовал его физически или под благовидным предлогом отправил его в салон. После этого командир отключил системы связи, изменил направление полета. Подняв самолет на высоту 12 км, пилот разгерметизировал самолет. В такой ситуации в салоне выпадают кислородные маски, но их ресурс рассчитан всего на 15 минут. А вот запас кислорода в пилотской кабине обеспечивает работоспособность экипажа на протяжении нескольких часов. В итоге все, кто находился на борту самолета, кроме командира, умерли в течение получаса. После этого Захари Ахмад Шах восстановил давление в самолете и частично включил бортовую электронику. Он завершал свой рейс в одиночестве, также, как много раз делал это на авиасимуляторе.
Нужно подчеркнуть — на данный момент все это является версией, изложенной журналистами. Авиация знает случаи, когда летчики умышленно разбивали самолеты с пассажирами. Однако для того, чтобы доказать вину Захари Ахмад Шаха, нужны весомые доказательства. Будут ли они когда-либо получены, неизвестно.