Примерное время чтения: 11 минут
12598

Киевский рецидив. Малайзийский «Боинг» разделил участь российского Ту-154?

Сюжет Расследование крушения Боинга на востоке Украины
Maxim Zmeyev / Reuters

Роковая тренировка

Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник в силовых структурах Украины, причиной гибели «Боинга», возможно, стала внештатная ситуация на тренировке подразделения ПВО.

По информации источника, 17 июля командиру 156-го зенитного ракетного полка было предписано провести тренировку боевых расчётов по прикрытию наземной группировки украинских войск в пригороде Донецка — развернуть дивизионы, отработать проводку целей и выполнить весь алгоритм по сопровождению и условному уничтожению целей ракетой ЗРК «Бук-М1».

При этом командиры батарей получили так называемые разблокировочные ключи на проведение пусков, хотя реальные пуски ракет не предусматривались.

Помимо зенитчиков, в учениях принимали участие два самолёта Су-25 украинских ВВС, в задачу которых входили воздушная разведка и обозначение контрольных целей.

В соответствии с планом учений, один из Су-25 был взят на сопровождение боевым расчётом батареи ЗРК «Бук», расположенной у населённого пункта Зарощенское.

По плану учений, ракетчики должны были провести весь комплекс действий по Су-25, кроме непосредственно запуска.

В какой-то момент маршрут полёта Су-25 фактически совпал с маршрутом малайзийского «Боинга», чей полёт проходил на более высоком эшелоне. Однако на радарах ПВО произошло слияние двух точек самолётов в одну.

Фото: Reuters / Maxim Zmeyev

Как учебная цель превратилась в боевую

При этом источник РИА «Новости» затруднился сказать, почему произошёл незапланированный пуск.

Но российский военный журналист Владислав Шурыгин, ранее высказавший аналогичную версию событий в своём блоге, так описал возможные события:

«...в "умелых" руках украинских пэвэошников, которые уже просто забыли, когда последний раз реально стреляли на полигонах по мишеням, ЗРК вполне мог в ходе такой тренировки оказаться в боевом положении и произвести пуск ракеты. В "Буке", если я не ошибаюсь и "спецы" меня поправят, перевод из одного положения в другое это дело переключения всего двух тумблеров»...

Не исключено, что именно так и случилось 17 июля. После запуска из двух целей, оказавшихся перед ракетой, наведение произошло на более крупную — пассажирский «Боинг», что и привело к его гибели.

Такая версия происшедшего весьма схожа с теми событиями, которые произошли осенью 2001 года над Чёрным морем.

Фото: Reuters / Samsul Said

Вспышка над морем

4 октября 2001 года самолёт Ту-154 М российской авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, внезапно исчез с экранов радаров. Практически одновременно с этим экипаж самолёта Ан-24 «Армянских авиалиний», следовавший в одном районе с российским лайнером, сообщил, что зафиксировал над собой вспышку и звук взрыва.

Вскоре был установлен факт гибели самолёта. Его обломки упали в Чёрное море, примерно в 280 километрах от Новороссийска. 78 пассажиров и членов экипажа погибли.

Спасатели на месте падения лайнера подобрали с поверхности часть обломков самолёта, а также 15 из 78 тел. Основная часть самолёта покоится на двухкилометровой глубине, в агрессивной серо-водородной среде и 6-метровом слое ила.

Поскольку трагедия произошла менее чем через месяц после террористической атаки на США, а самолёт вылетел из главного израильского аэропорта Бен-Гурион, в первую очередь рассматривалась версия теракта.

Однако спустя несколько часов представители администрации США заявили о том, что американскими средствами наблюдения была получена информация о проводимых над акваторией Чёрного моря запусках ракет, в том числе совпадавших со временем катастрофы самолёта. На основании этих данных была выдвинута версия, что самолёт мог быть непреднамеренно сбит во время учений украинских ПВО.

Ту-154М авиакомпании Сибирь
Ту-154М авиакомпании «Сибирь». Фото: Commons.wikimedia.org / Konstantin von Wedelstaedt

Украинцы лгали до последнего

Позиция украинской стороны всё время менялась. Сначала украинские военные заявили, что никаких учений ПВО в данном районе не было и в помине, затем появилось сообщение, что учения планировались, но затем были отменены.

Позднее в Минобороны Украины подтвердили, что на военном полигоне на мысе Опук действительно проводились практические стрельбы сил ПВО Украины, в которых были задействованы комплексы С-200, С-300, С-125, «Бук» и «Куб». Всего было выпущено 23 ракеты. Стрельбы велись по беспилотному самолёту-разведчику Ту-143, известному также как мишень «Рейс».

При этом украинские военные настаивали: ни одна из выпущенных ракет не могла поразить российский Ту-154М. Однако премьер-министр Украины Анатолий Кинах признал, что версия о попадании ракеты в самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь» «имеет право на существование».

Ясность наступила, когда эксперты на обнаруженных обломках лайнера зафиксировали пробоины, соответствующие попаданию шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты ЗРК С-200.

Кроме того, наземные диспетчеры зафиксировали включение внешней связи Ту-154 в момент его исчезновения с экранов радаров. На записи был слышен крик пилота и фраза «...куда попала...»

По мнению специалистов, пассажиры самолёта погибли мгновенно в результате баротравмы, наступившей после разрушения салона на высоте 11 000 метров, а находившийся в герметичной кабине экипаж оставался жив в течение последующих 45 секунд и успел осознать происшедшее.

Boeing 777 рейса MH-17 с регистрационным номером летит из Амстердама над Польшей
Boeing 777 рейса MH-17 с регистрационным номером летит из Амстердама над Польшей. Фото: Reuters / Tomasz Bartkowiak

Кучма велел «не делать трагедию»

Впоследствии выяснилось, что украинские военные обозначили закрытую для полётов зону в радиусе 50 километров от места учений, в то время как дальность поражения комплекса С-200 составляет 250 километров. Таким образом, российский Ту-154 М, следовавший строго в рамках установленного международного коридора, попал в зону поражения.

По мнению военных экспертов, изучавших обстоятельства трагедии, скорее всего, имел место не промах мимо цели, а ошибка наведения. Зенитно-ракетный комплекс С-200 использует полуактивную систему наведения, когда источником излучения служит мощный наземный радар («подсветка цели»), а сама ракета ориентируется на отражённый от цели сигнал.

Оператор С-200, находясь в стрессовом состоянии из-за присутствия на учениях высших чинов украинской армии, принял за учебную цель более заметный, чем настоящая мишень, пассажирский самолёт. По всей видимости, свою ошибку украинские военные поняли гораздо позднее, поскольку «подсветка» радаром Ту-154М продолжалась вплоть до момента его уничтожения.

Несмотря на то, что вина украинской стороны была очевидна даже представителям стран, относившихся к официальному Киеву чрезвычайно лояльно, власти Украины так и не признали своей вины в гибели российского самолёта.

— Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию, — заявил тогдашний президент Украины Леонид Кучма. — Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, всё будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу.

Фото: Reuters / Athit Perawongmetha

Убийца пассажиров Ту-154 выгораживает убийц пассажиров «Боинга»?

Поскольку «чёрные ящики» и основная часть обломков лайнера остались на дне Чёрного моря, это позволило представителям Украины настаивать на том, что самолёт погиб не от попадания ракеты комплекса С-200, а от некоего взрывного устройства на борту. Никаких доказательств у этой версии нет, однако киевские власти по сей день придерживаются её.

Несколько судебных исков родственников погибших были отклонены украинскими судами.

В 2003 году Украина согласилась выплатить родственникам погибших материальную помощь в размере 200 тысяч долларов за каждую жертву без признания юридической ответственности. А поскольку Украина так и не признала ответственности, не были принесены даже официальные извинения родным и близких погибших, не говоря уже об извинениях перед Россией и Израилем.

Тем не менее, должностные лица, участвовавшие в проведении учений, понесли наказания. Министр обороны Александр Кузьмук ушёл в отставку, из армии были уволены главком ПВЛ генерал-полковник Ткачёв, зам. главкома ПВО по боевой подготовке генерал-лейтенант Дьяков, начальник радиотехнических войск ПВО генерал-майор Коротков и другие. При этом никто из военных к судебной ответственности привлечён не был.

На генерале Владимире Дьякове следует остановиться особо. Именно он в качестве эксперта от украинской стороны выступил в Харькове с заявлением о том, что малайзийский «Боинг» сбит не ополченцами, а непосредственно российскими военнослужащими, что якобы будет доказано после обнаружения обломков ракеты.

На пресс-конференции в Харькове отставной генерал не стал упоминать о том, что 4 октября 2001 года он непосредственно руководил учениями ПВО на мысе Опук, то есть является одним из непосредственных виновников гибели российского Ту-154 М с 78 пассажирами и членами экипажа.

И сегодня генерал, так и не попавший под суд, очевидно, помогает избегать ответственности своим «наследникам» из ПВО Украины.

Оцените материал
Оставить комментарий (16)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах