Примерное время чтения: 16 минут
11342

Драма в египетском небе: трещина в самолёте, бомба или авария двигателя?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Кто виноват в авиакатастрофе? 04/11/2015 Сюжет Крушение российского самолета в Египте
Обломки самолёта Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа».
Обломки самолёта Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа». / Максим Григорьев/ТАСС/POOL / РИА Новости

224 человека, 217 пассажиров и 7 членов экипажа... Целые семьи, влюблённые пары, мамы с детьми, полетевшие продлить лето. За каждой фамилией в списке погибших своя история, своя судьба. А теперь это большая трагедия родных, близких, друзей, коллег тех, кто не вернулся из тёплой египетской осени.

— Женя звонила накануне возвращения, рассказывала, как здорово отдохнула, — с трудом сдерживая слёзы, говорит отец погибшей Евгении Сологубовой, Александр Сологубов. — Ночью прислала SMS со временем прилёта и просьбой встретить её в аэропорту. Ехал в «Пулково» в отличном настроении, и вдруг информация по радио... Сразу стали звонить друзья, говорить, что в небе над Египтом произошла какая-то катастрофа. Не могу поверить, что это случилось. Женя отдыхала в Шарм-эль-Шейхе с подругой. Они были замечательные девчонки. Я не знаю, не знаю, что происходит, мне нечего сказать!

На глазах нашего корреспондента мама погибшего кричала, что её родные живы. «Я не верю! Я не верю!» — бесконечно повторяла она. В её руках была плюшевая игрушка, она хотела подарить её при долгожданной встрече внучке.

Читайте также: Кто летел на борту Airbus-321, разбившегося в Египте?

Цветы и свечи на Дворцовой площади в память о жертвах авиакатастрофы самолета Airbus A321.
Цветы и свечи на Дворцовой площади в память о жертвах авиакатастрофы самолета Airbus A321. Фото: www.russianlook.com

«Мы летим домой»

Житель Петербурга Армен Вишнев находился на борту того самого самолёта. Армен поехал на море отметить своё 27-летие. Скромный и трудолюбивый, он работал на Кингисеппской таможне. Как все мужчины, обожал машины и путешествия, а девушку своей мечты, с которой захотел бы связать жизнь, не встретил. Мама, с трудом отпустившая сына в неспокойный Египет, не может поверить в случившееся и просит друзей Армена не писать на странице сына в соцсети соболезнования. «Для меня он всегда ОНЛАЙН! Простите...»

«Наш юный чемпион» — так говорят о своём лучшем ученике в клубе тэквондо «Монолит». 14-летний Даниял Салахбеков отдыхал в Шарм-эль-Шейхе с бабушкой и младшей сестрёнкой Дианой. 9-летняя Диана, как и братик, занималась спортом. Входила в команду по гандболу СДЮШОР Кировского р-на Петербурга. «Твои заслуги навсегда останутся в нашем клубе, а ты — в наших сердцах», — написали скорбящие тренеры своему ученику.

Вечные жених и невеста. Авиакатастрофа оборвала жизни Евгения Явсина и Александры Черновой на самом пике. Перед тем как поехать на море, Женя сделал любимой девушке предложение, надел ей на палец заветное колечко. После поездки они планировали отпраздновать свадьбу. Ему был всего 21 год, ей — 19. Красивые, улыбающиеся и влюблённые. Такими они навсегда останутся на фотографиях.

На борту разбившегося самолёта погибли многодетные родители Ольга и Юрий Шеины и их трёхлетная дочь Настя. У пары было трое детей. В Египте они отмечали десятилетие с момента знакомства. Вместе с собой в Египет они взяли младшую дочь Настю. Последнюю фотографию, опубликованную в соцсети, Ольга сделала за несколько минут перед взлётом аэробуса: муж Юрий стоит на трапе и держит на руках Настю. «Привет Питер, прощай Египет. Мы летим домой», — сделала Ольга подпись к снимку.

Счастливое спасение

А вот историю Юлии Казанцевой, тоже купившей билет на самолёт А-321, иначе как чудом не назовёшь. Юлия должна была лететь в субботу на том самом рейсе, но муж настоял, чтобы они покинули Египет 29 октября. Тогда они ещё не знали, что это решение спасёт им жизнь. 

— Я хотела остаться подольше, до конца октября, до 31-го числа, — рассказывает девушка. — Однако муж хотел приехать домой пораньше. Говорил, что ему на работу в понедельник, нужно адаптироваться, войти в рабочий режим. Мы даже слегка поругались, потому что теряли два дня отдыха, но в конце концов я уступила. В итоге решили, что вылетим 29-го числа... Когда узнала о случившемся, не могла опомниться от потрясения, настоящего шока. Ведь это могло произойти и со мной, и с моим мужем...

Как помогут

Страховые выплаты за каждого погибшего в авиакатастрофе составят 2 млн руб. Кроме этого, из резервного фонда Санкт-Петербурга семьям (всем, независимо от прописки) будет выделено по 1 млн руб. на каждого погибшего. Такую же сумму за каждого пассажира рухнувшего лайнера выделяют власти Ленинградской области. Губернатор Георгий Полтавченко также дал поручение главам районов помочь семьям погибших не только с организацией похорон, но и с другими вопросами, в том числе по квартплате, устройству детей в дошкольные учреждения. Отделы соцзащиты районов будут работать с каждой семьёй. Власти регионов, жители которых оказались на этом злосчастном рейсе, окажут материальную помощь семьям и возьмут на себя расходы по похоронам.

Версии катастрофы

На момент подписания этого номера в печать ещё не были расшифрованы чёрные ящики потерпевшего крушение лайнера. Только после этого, по словам специалистов, можно будет делать какие-то заключения о причине трагедии. Но уже сегодня озвучена информация о том, что самолёт разрушился в воздухе. 

«Да, мы знаем, что очень большая площадь разброса элементов конструкции — это свидетельствует о том, что разрушение произошло в воздухе и на большой высоте. Но говорить о причине совершенно преждевременно», — заявил глава Росавиации Александр Нерадько. 

Читайте также: На записи «черных ящиков» А321 услышали «нехарактерные» звуки​

Исходя из этой информации были выдвинуты несколько версий.

Версия техническая: разрушение корпуса самолёта при наборе высоты. Причиной мог стать скрытый дефект, в частности трещина в хвостовой части самолёта, которая могла остаться после жёсткой посадки лайнера в 2001 г. Эту версию опроверг Андрей Аверьянов, зам. гендиректора по инженерному обеспечению компании «Когалымавиа»: «В 2001 г. при посадке в Каире он получил повреждения хвостовой части. Затем он был переправлен компании Airbus, и производитель провёл капитальный ремонт судна». 

Смотрите также: США полагают, что А321 мог быть взорван

«Отставной французский специалист по расследованию авиакатастроф Ален Буйяр сказал, что не видит возможности для сценария, в котором такой современный самолёт, как AirbusA321, мог бы разрушиться в полёте на крейсерской высоте из-за технической неполадки», — пишет и американское издание The New York Times.

Версия внешнего воздействия: мог произойти небольшой взрыв в багажном отсеке. «Пока ничто не указывает на нарушения в авиакомпании, из-за которых могла произойти авиакатастрофа. Но, поскольку самолёт стал резко терять скорость и разваливаться в воздухе, скорее всего, произошёл либо взрыв на борту, либо поражение самолёта извне», — сказал «АиФ» Роман Гусаров, эксперт Комитета Госдумы по транспорту, главный редактор портала Avia.ru. 

Версия террористическая: лайнер был сбит боевиками ИГИЛ*. Это мог быть выстрел из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК). Египетское отделение ИГИЛ уже взяло на себя ответственность за эту катастрофу. Но эксперты заявили, что аэробус двигался на высоте, недоступной для ПЗРК.


* Террористическая организация, запрещённая в РФ.

Странная авиакомпания

MetroJet (бывшая «Когалымавиа») — российская авиакомпания, ею владеет ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания». ООО «ЗАИК» в свою очередь контролируют бизнесмены А. Гагаев и Б. Халидов вместе с гражданами Турции Х. Д. Баганой, а также предприниматель И. Лепиев.

«Когалымавиа» (структура «ЛУКОЙЛа») ещё в 1993 г. получила самолёты ведомственной авиации Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР. Сначала перевозила топ-менеджеров компании и нефтяников-вахтовиков из Сургута, Нижневартовска и Когалыма, затем начала подрабатывать чартерными туристическими перевозками. 24 января 2010 г. в аэропорту Мешхед (Иран) самолёт Ту-154М «Когалымавиа» произвёл грубую посадку с подломом стоек шасси и повреждением хвостовой части. Около 40 человек получили ранения. 1 января 2011 г. самолёт Ту-154, выполняя рейс Сургут — Москва, сгорел в аэропорту Сургута. В процессе руления на взлётно-посадочной полосе в хвосте самолёта произошло возгорание, что привело к взрыву одного из топливных баков. 3 человека погибли, около 40 получили травмы различной степени тяжести. После этих аварий Ространснадзор проверял самолёты авиакомпании и пришёл к выводу, что недостатки устранены. 

В 2011 г. «Когалымавиа» начала замену устаревших Ту-154, Ту-134 на подержанные Airbus A320 и А321, в 2012-м сменила название на MetroJet. В 2013 г. была продана нынешним владельцам. Базируется в московском аэропорту «Домодедово». Специализируется на чартерных перевозках в Турцию, Египет и Испанию. По данным Росавиации (на июнь 2015 г.), в парке перевозчика 7 самолётов Airbus A321. Рейс 9268 Шарм-эль-Шейх — «Пулково» был организован петербургским туроператором Brisco. Учредитель компании — В. Табулаев. Он же руководит «ЗАИК».

Кто эксплуатировал этот самолёт раньше

  • 27 мая 1997 г. лайнер поступил в парк ливанской авиакомпании Middle East Airlines. В 2001 г. в аэропорту Каира при посадке лайнер ударился хвостовой частью о полосу. Его проверили, устранили дефекты и допустили к полётам.
  • С 29 мая 2003 г. выполнял полёты под брендом турецкого перевозчика Onur Air.
  • В январе 2007 г. и ноябре 2008 г. самолёт находился в сублизинге саудовской авиакомпании Saudi Arabian Airlines, а в июле 2010 г. — сирийской Cham Wings Airlines. Потом он снова вернулся к Onur Air. 
  • 30 марта 2012 г. самолёт, зарегистрированный в Ирландии, поступил к российскому перевозчику MetroJet («Когалымавиа»).

Почему наши самолёты не наши?

Отчего в России так много самолётов, зарегистрированных в других странах? Правильно ли это? 

К. Буров, Вологда

«Практика регистрации в других странах самолётов, которые эксплуатируются в России, очень распространена, — говорит Олег Пантелеев, главный редактор агентства „Авиапорт“. — У нас летает гораздо больше лайнеров, зарегистрированных на Бермудах или в Ирландии, чем в РФ. Таковы требования собственников воздушных судов. Ирландская и бермудская системы сочетают европейские стандарты безопасности с британской системой права, которая позволяет защищать интересы владельцев».

Как проверяют борт перед вылетом?

Обычно говорят, что «самолёт прошёл предполётную проверку». А что это такое? Может ли быть подготовка для галочки?

А. Малюгин, Пенза

 

Отвечает Мурад Муртазалиев, председатель совета командиров «Трансаэро»:

— Инженеры наземных служб проверяют подключение электричества, пожарную систему, освещение, положение воздушных тормозов, систему кондиционирования, уровень специальных жидкостей, количество топлива, работу бортового компьютера и т. д. 

Работу наземных служб обязан тщательно проверить экипаж самолёта. Особое внимание уделяется работе бортового компьютера — загрузка маршрута, данных о ветровом режиме на маршруте. Командир судна осматривает двигатели, баки, шасси, другие внешние детали. После начинается проверка внутри воздушного судна. В бортовом журнале пилоты фиксируют любые, даже мелкие косметические дефекты, такие как царапина или грязь, которые обнаружили при осмотре авиалайнера. Только тогда командир самолёта и инженер расписываются в отчётах о проверке каждой из систем — под формулировкой «препятствий выполнению рейса не обнаружено». Поэтому скрыть какую-либо неисправность от пилотов невозможно«.

«Нужно проверять тщательно, но никто тщательно перед вылетом не проверяет! — считает Магомед Толбоев, лётчик-испытатель, Герой России. — Поэтому у нас каждый год по две резонансные катастрофы. И главная вина — пилотов, „человеческий фактор“. Я выступал на суде, требовал, чтобы расследование коснулось Росавиации и тех, кто выдаёт пилотские свидетельства. Свидетельства выдаёт пилотам человек, который раньше был стюардом! Почему не повара назначили, а?»

Тщательно ли проверяют самолёт перед вылетом - большой вопрос.
Тщательно ли проверяют самолёт перед вылетом - большой вопрос. Фото: РИА Новости/ Максим Блинов

Что говорят на forumavia.ru

neustaf: Курс не меняли, на Каир не просились. Двигатели оторвало, скорее всего, потоком на больших углах скольжения после отделения киля, так же, как у А-300 после разрушения крыла и у Б-757 DHL после столкновения над Боденским озером. Распределение обломков зависит от парусности фрагментов, более крупные и лёгкие быстрее теряют поступательную скорость, имеют меньшую вертикальную, больше находятся в воздухе, далее относятся ветром.

F-1976: Когда оторвало хвост, его тут же развернуло поперёк потока и оторвало стабилизатор. Это уже часть вторичных разрушений конструкции. В чёрных ящиках будет мгновенное падение давления в салоне, потеря сигналов со всего, что в хвосте, затем неуправляемое вращение и падение. До падения давления ничего аномального. Дальше только исследование обломков в поиске либо усталостного разрушения, либо следов взрыва на борту, либо следов поражения извне. «Аирбас» будет крайне против усталостного разрушения и за версию теракта, Египет, наоборот, будет за версию усталостного разрушения.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах