Примерное время чтения: 10 минут
3678

«Раздолбайство» как система. Кто виноват в катастрофах и что с этим делать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Украину «пригрели» после Майдана 19/11/2014
Эльвира Новикова / АиФ

Мы попытались разобраться в нескольких случаях и поняли: пресловутое раздолбайство стало системой, въелось в ткань общества. Что с этим делать? Об этом — корреспонденты и эксперты «АиФ».

Следствие разбирается в причинах пожара, в конце сентября превратившего новый 25-этажный дом в Красноярске, в котором в основном жили сотрудники МЧС (!), в груду обугленных стройматериалов.  

Дом-факел

2 месяца назад один из жителей нового дома делал ремонт. Неосто­рожное обращение с огнём и стало, по предварительной версии, причиной пожара. Вспыхнул фасад дома, хотя по нормам он вообще-то должен быть негорючим! Люди выбежали на улицу и долго наблюдали адское зрелище - дом-факел в центре Красноярска.

Кусочки несгоревшего фасада сдали на экспертизу. Оказалось, он был сделан из «материалов класса Г3». В переводе с технического - это очень горючий пластик! Выяснилось, что домов с такими фасадами в Красноярске 16. Но кто разрешил использовать при строительстве такие опасные материалы? «Были предоставлены документы, подтверждающие пожарную безопасность применённых стройматериалов», - поясняет Андрей Пряничников, руководитель службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

То есть главное - бумаги были в порядке, а что за материал на самом деле использовался, никого не волновало! Не видит за собой вины и Камо Мурадян, гендиректор «Сибагропром­строя», строителя дома. Он подал иск в краевой арбитражный суд на субподрядчика, занимавшегося устройством фасадных систем дома, - ООО «Контур», требуя взыскать с предприятия 13,3 млн руб. и обязать заменить панели фасада. «Контур», в свою очередь, винит производителя и поставщика сгоревших панелей. «Мы не уверены, что на этом здании смонтирована панель, произведённая нашим заводом», - заявила в ответ Наталья Блинова, представитель компании.

Стрелочника найти никак не могут, а посему, предвидим мы, дело закроют. Это значит, что и остальные 15 домов в Красно­ярске, и неизвестно сколько ещё по всей России могут вспыхнуть, как факел, и превратиться в огненную ловушку для их жильцов. И если счёт жертвам пойдёт на десятки, может, правила строительства наконец пересмотрят?!

Пьяный водитель... 

Алина Карпушова и ещё десятки волгоградских детей и сопровождавших их взрослых чудом выжили в перевернувшемся автобусе 9 июля 2014 г. «Дочка должна была вернуться из Анапы утром, - рассказывает Елена Карпушова. - Как раз был чемпионат мира по футболу, и муж зашёл в Интернет, чтобы посмотреть, во сколько начнётся матч. Наткнулся на бегущую строчку: «В Краснодарском крае перевернулся автобус с детьми из Волгограда». Он тут же напрягся: «Ты давно с дочерью созванивалась?» 

...Для детей к базе отдыха подали два автобуса. Малыши и их родители сели в первый, а подростки с учителями - в двухэтажный «мерседес». Лил сильный дождь, дорога местами превратилась в поток. Поначалу всё было нормально. Но водитель заблудился и вместо ж/д станции оказался в аэропорту Анапы. Чтобы не опоздать, решил увеличить скорость.

— Дети сначала восприняли происходящее как игру: заблудились - догоняют, - говорит Елена Карпушова. - Но автобус стало заносить, и те, у кого сиденья были оборудованы ремнями, пристегнулись. Моей Алине и нескольким другим ребятам не повезло. На их креслах не оказалось ремней безопасности.

На одном из поворотов автобус занесло, и он врезался в металлический отбойник. Огромную машину опрокинуло набок. Среди пострадавших Алина была самой тяжёлой: ушиб головного мозга, множественные переломы, пострадали все внутренние органы. Врачи буквально собирали её по кусочкам. В отношении водителя автобуса сразу возбудили уголовное дело. Как оказалось, автобус не предназначался для перевозки детей. Заявку о предстоящей поездке в ГИБДД не подавали, маршрут не согласовывали, транспортное средство и водителя никто не осматривал. Были нарушены все правила, необходимые для перевозки детей. Вдобавок ко всему водитель, 39-летний Сергей Андриянов, был нетрезв! 

На днях он был приговорён к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. Алина пропустила всю первую четверть. Лечиться ей придётся ещё долго...

...и снегоуборщик 

По делу о трагедии в аэропорту «Внуково» подозреваемые - водитель снегоуборочной машины, два диспетчера и руководитель полётов - пере­ведены в разряд обвиняемых. Но спешить с выводами не надо, считает Сергей Ковалёв, руко­водитель Профсоюза авиадиспетчеров: «Легче всего скинуть эту проблему на исполнителей. А кто довёл диспетчеров до такого состояния? Не они ведь строили «горбатую» полосу, не они должны чинить локатор, который не покрывает всю зону полосы. Всем выгодно упечь в тюрьму мелких сошек, не разбираясь в глубине вопроса». Но в нём никто и не хотел разбираться. Хотя бы потому, что пассажиров не одного само­лёта чудом проносит мимо беды. Ведь оказывается, что «стукнуть» самолёт - плёвое дело для всех наземных служб. В Тюмени водитель служебной автомашины аэропорта не по­ставил её на стояночный тормоз, в результате чего она въехала в самолёт. Автотрап повредил крыло самолёта в «Домодедово». Погрузчик въехал в лайнер в аэропорту Екатеринбурга. Это сообщения за последние месяцы. Такое раздолбайство, слов нет...

Какими техногенными ЧП запомнился 2014 год?
27 апреля - пожар в реа­билитационном центре для наркозависимых на Алтае. 9 погиб-
ших
Неосторожное обращение с огнём. Наркоцентр находился в частном доме, а помещения не были оборудованы сигнализацией.
29 апреля - взрыв и пожар на складе боеприпасов в Забайкальском крае. 10 погиб-
ших
Огонь от лесного пожара перекинулся на воинскую часть. Прокурорская проверка выявила нарушения со стороны лесной службы: не были приняты меры по локализации возгорания в лесу, не разработана тактика тушения.
20 мая - столкновение поездов в Наро-Фоминском районе Подмосковья. 6 погиб-
ших
Неисправность железнодорожных путей из-за ремонтных работ, проведённых с нарушением правил.
1 июня - крушение вертолёта Ми-8 в Мурман­ской области. 15 погиб-
ших
Следствие продолжается. Одна из версий - нарушение правил безопасности полётов.
15 июня - взрыв и пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Красноярском крае. 8 погиб-
ших
Халатность в ходе ремонтных работ: не проконтролировали плотность соединений трубопровода.
15 июля - катастрофа в московском метро. 24 погиб-
ших
Одна из версий следствия: дорожный мастер ненадлежащим образом зафиксировал стрелочный механизм, из-за чего поезд сошёл с рельсов.

Мнение экспертов

Олег Кузнецов, профессор, доктор технических наук, завкафедрой геофизики Государственного университета «Дубна»:

— К сожалению, раздолбайство, безответственность и бессистемный подход к любому сложному процессу стали нормой нашей жизни. Проблема усугубляется тем, что после развала СССР в России были ослаблены интерес и внимание к инженерным и технологическим специальностям во всех сферах производства. У меня такое ощущение, что у нас в стране отсут­ствуют люди, которые системно понимают, как вписать конкретное инженерное изделие в общий технологический процесс. Например, в полёты самолётов или движение поездов. А откуда им взяться, если их перестали готовить в школах и вузах? Всё начинается оттуда. Очень часто реальная работа по обучению будущих технологов, программистов, инженеров заменяется бесконечным количеством бумаг, когда специалисты вынуждены тратить дико много времени, чтобы отвечать на миллионы ненужных запросов... Это не реальный мониторинг, а бумажный контроль для галочки.

В итоге у нас возник острый дефицит профессионалов, для которых инженерная деятельность была бы мотивированной в наиболее престижных областях - таких, как авиация, космос, геология. Люди уже не мечтают стать хорошими инженерами и технологами, а хотят быть начальниками, находиться у распределения финансов, что осложняет жизнь тех немногих оставшихся специалистов, которые трудятся и что-то производят на заводах, в лабораториях и на кафедрах НИИ. В результате их труда рождаются новые продукты, знания, решения. А за их спиной находится огромный слой бездельников, которые занимаются перераспределением этих результатов, а потом в случае чего не желающих ни за что отвечать... 

Сергей Щетинин, начальник Центра развития программ первой помощи Российского союза спасателей, заслуженный спасатель РФ:

— Случаи вопиющего разгильдяйства я наблюдаю постоянно. Например, при наводнении в Крымске в июле 2012 г. было неоправданно огромное количество жертв - 171 человек. Почему? Из-за расхлябанности и без­ответственности тех, кто когда-то выдал разрешение на строительство города в пойме реки. Второй момент: почему никто не оповестил людей? На них просто махнули рукой. То же самое произошло во время наводнения на Дальнем Востоке (август - сентябрь 2013 г.): там оказались нарушены Строительные нормы и правила. Амурские власти обязаны были регулярно восстанавливать и ремонтировать дамбы, но вместо этого понадеялись на авось: мол, ничего, небось устоят. На тревожную информацию от МЧС о том, что по реке идёт большой уровень воды, местные администрации попросту не обратили внимания. Жёсткие меры и наказания тут, конечно, нужны. Но главное - вложить в голову понятие об ответственности за свои поступки, а уже потом  штрафные санкции для тех, кто не понял.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах