Что голландский журналист Макс Ван дер Верфф опубликовал о крушении MH17?
Крушение малайзийского Boeing на востоке Украины в июле 2014 года произошло в районе, где не было ни одного зенитного ракетного комплекса «Бук». Об этом свидетельствует документ Службы военной разведки и безопасности Нидерландов, который опубликовал сайт независимых журналистов Bonanza Media.
Голландский журналист и автор фильма об авиакатастрофе Макс Ван дер Верфф в статье под названием «Проводилось ли расследование по MH17 должным образом?» обнародовал некоторые документы Совместной следственной группы (ССГ). Среди них письмо от 21 сентября 2016 года отдела по юридическим вопросам Службы военной разведки Нидерландов (MIVD), адресованное государственной прокуратуре. Как следует из документа, MIVD проверяла, могли ли комплексы «Бук» быть причастны к крушению MH17.
Отсутствие ракетных комплексов в зоне поражения
Согласно опубликованным документам, в момент трагедии самолет летел вне зоны досягаемости российских и украинских комплексов «Бук 9К37М1». В тексте говорится об 11 точках, где в июне и июле 2014-го располагались украинские ЗРК «Бук» (восемь локаций) и российские (три локации). По данным разведки, все 11 комплексов находились на расстоянии не менее 66 километров от места крушения, при этом три идентифицированных российских комплекса были на территории России.
Ссылаясь на данные разведки, Макс Ван дер Верфф утверждает: маловероятно, что ракетный комплекс, принадлежащий украинским Вооруженным силам, «мог быть перемещен в такое время, чтобы рейс MH17 попал в зону его поражения». Как отмечается в отчете спецслужбы, таким образом, самолет перед попаданием в него ракеты находился вне зоны досягаемости всех украинских и российских «Буков».
Другие наземные системы ПВО, которые присутствовали в регионе в июле 2014 года и которые с точки зрения оперативной развертываемости, технических характеристик и местоположения могли сбить лайнер, также находились на большом расстоянии от точки поражения МН17. Согласно документу, речь идет об украинских ЗРК С-300ПС «Волхов М-6», а также системе С-300ПМ2 «Фаворит», находящейся на вооружении у России.
Присутствие украинских истребителей
Кроме документа с данными о размещении «Буков» Bonanza Media также опубликовал распечатку разговора между немецким независимым журналистом Билли Сиксом и полицейскими из Австралии, участвовавшими в расследовании. В разговоре Сикс говорит о свидетелях, видевших украинские истребители в небе в день трагедии.
Отредактированные снимки
В статье также представлен документ, который свидетельствует о том, что почти год спустя после трагедии австралийские специалисты Шон Эллис и Тим Джонс около двух месяцев работали с обрезанными неоригинальным изображениями, которые, как выяснилось, были отредактированы. Например, дата изменения файла предшествовала дате его создания.
Стенограмма с неназванным свидетелем
Последний из четырех представленных документов представляет собой стенограмму беседы голландской полиции с неназванным свидетелем. Тот утверждает, что за несколько минут до крушения малазийского Boeing в районе находилось два украинских истребителя и имел место громкий взрыв, в небе появился белый горизонтальный столб дыма и был виден падающий самолет. Таким образом, свидетель опровергает утверждение украинских властей, что в тот день в районе трагедии не было самолетов ВВС Украины.
Пассажирский самолет Boeing-777, принадлежащий авиакомпании Malaysian Airlines и летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, 17 июля 2014 года потерпел крушение на Донбассе. Погибли все 298 человек, находившихся на борту, граждане 10 стран. Для расследования катастрофы была создана Совместная следственная группа (ССГ), в которую вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины.
В июне 2019 года следователи назвали имена четырех подозреваемых в причастности к крушению. 3 февраля 2020 года прокуратура королевства предъявила обвинения четырем фигурантам по делу о крушении самолета на Донбассе: российским гражданам Игорю Стрелкову, Олегу Пулатову, Сергею Дубинскому и украинскому гражданину Леониду Харченко. Судебный процесс над ними должен начаться в Нидерландах 9 марта 2020 года. В МИД РФ завили, что выводы прокуратуры Нидерландов подтверждают предвзятость и политический характер дела о крушении самолета на Донбассе.