По сообщению российского посольства в Торонто еще один дипломат, Дмитрий Герасимов покинул Канаду. Как уточняет The Globe and Mail, чуть ранее в Россию уехал атташе по обороне полковник Сергей Жуков.
Российское посольство объясняет отъезд дипломатов истечением сроков командировки,
однако за последние несколько недель Канаду покинули сразу шесть человек.
Напомним, что из Канады были высланы четверо российских дипломатов, считается, что причиной такого поступка стала поимка шпиона.
Младший лейтенант Джеффри Пол Делайл из коммуникационного центра королевских ВМС Канады в Галифаксе почти четыре года работал на канадскую разведку и одновременно сотрудничал с иностранной державой, которой продавал засекреченную информацию. В Канаде уверены, что эта держава – Россия, хотя официально в Москве опровергают эту информацию.
Согласно оценке западных экспертов ситуация между двумя странами продолжает накаляться. Как пишет Le Figaro с 2006 года к власти пришли консеваторы и отношения Москвы и Оттавы стали ухудшаться.
Сложившуюся ситуацию даже называют «облегченной версией холодной войны».
Нынешний премьер-министр Канады резко высказывается в адрес Москвы и постоянно подчеркивает свое стремление защитить канадский суверенитет в Арктике и право на огромные запасы природных ресурсов.
Россия тоже пытается претендовать на богатый углеводородами шельф Северного Ледовитого океана. И доказывает, что это продолжение Сибирской платформы. В США и Канаде считают, что претензии России на арктический шельф - неприемлемы.
Как считает бывший посол Канады в России Кристофер Уэстдал, для нынешнего канадского правительства характерна внутренняя «русофобия», напоминающая о неоконсерваторах из администрации США.
В декабре 2011 года совет по изучению производительных сил (СОПС) подготовил юридические доводы для возвращения 330 тыс. кв. км арктического шельфа.
В основном решается судьба обширного арктического участка шельфа, который в 2000 году Россия добровольно отдала «в пользу человечества» согласно Конвенции по морскому праву 1982 года.
Согласно этой конвенции, морским странам отошли только 200 морских миль от береговой линии, остальная территория обрела статус «общего наследия человечества», где деятельность по добыче минеральных ресурсов регулируется международным органом.
Но статус Арктики не был определен, поэтому у стран региона осталась возможность руководствоваться более ранними нормами и разграничить шельф между пятью приарктическими государствами.
Стоит отметить, что в США конвенцию так и не ратифицировали, а в Канаде не прописали протяженность арктического шельфа.