Со времени катастрофы под Смоленском прошло уже почти четыре месяца, однако точка в этом громком деле не поставлена до сих пор. Истинные причины трагедии так и не раскрыты для широкой общественности. Но если россиян это волнует не слишком сильно, то поляков, потерявших главу государства, существующее положение вещей все-таки беспокоит.
Накануне, спустя несколько недель после негативных высказываний в адрес России со стороны ряда польских экспертов и политиков, Варшава впервые официально выразила свое недовольство российской позицией по расследованию смоленской трагедии. Как заявил премьер-министр страны Дональд Туск, если российское следствие в ближайшее время не предоставит всех документов об авиакатастрофе, от Москвы потребуют объяснений.
По его словам, Польша до сих пор не получила всех документов, которые она запросила после крушения президентского самолета. Также премьер добавил, что сейчас, на завершающей стадии, сотрудничать с Москвой стало гораздо тяжелее, чем в самом начале расследования.
Напомним, что Варшава пытается добиться передачи ряда важных документов, среди которых сведения о техническом оснащении и состоянии аэропорта Смоленска, поведении российских авиадиспетчеров, данные о переговорах между ними о закрытии аэропорта в условиях тумана и направлении самолета на запасной аэродром.
В связи с этим глава правительства дал главе МВД Ежи Миллеру и руководителю госкомиссии по расследованию причин авиакатастрофы Эдмунду Клиху поручение направить официальный запрос в Москву о причинах задержки. Сообщается также, что подобный документ уже отправлен.
В свою очередь, российская сторона настаивает на том, что все документы польской стороне уже переданы. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что ряд документов российскими властями все-таки удерживается. Однако в Межгосударственном авиационном комитете говорят, что содержащиеся в них сведения не могут повлиять на ход расследования авиакатастрофы. Их секретность объясняется рядом военных деталей, которые нельзя разглашать.
Между тем, первым, кто стал выражать претензии Москве, был брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский. В июне во время предвыборных дебатов, в которых он принимал участие, политик утверждал, что расследование смоленской трагедии вызывает у него много сомнений и вопросов. «Это расследование - дело чести для польского народа, потому что эта катастрофа стала величайшим несчастьем для Польши с 1945 года», - заявил он и потребовал, чтобы материалы были переданы из Москвы в Варшаву.
Напомним, расследованием причин катастрофы занимаются как следователи из России, так и из Польши. Они смогли расшифровать почти 75% записей «черных ящиков». В самом конце мая копии записей и расшифровка беседы летчиков друг с другом и с наземными службами аэропорта были переданы польской стороне. Из них следовало, что причиной крушения стали плохие погодные условия, неопытность экипажа и ошибка польского пилота Аркадиуша Протасюка, который решил сажать самолет в сложных метеоусловиях. Напомним, что в тот день над аэродромом «Северный» в Смоленске был сильный туман. Варшава в этом сомневалась, однако через несколько дней польские участники следственной комиссии все же признали, что в произошедшей катастрофе был виноват экипаж.
Тем не менее, в середине прошлого месяца глава российского Минюста Александр Коновалов заявил, что расследование этого дела продлено до шести месяцев. Это в очередной раз дало полякам повод усомниться в искренности действий российской стороны. В конце июля в польской версии американского журнала Newsweek отмечалось, что занимающийся расследованием катастрофы МАК коррумпированная организация, которая обычно возлагает вину за авиакатастрофы на пилотов. Собственно и в этот раз всю вину за произошедшее сотрудники комитета возложили именно на пилотов. Вместе с тем, ряд экспертов уверяют, что истинной причиной трагедии могли быть неточные данные, предоставленные экипажу диспетчером аэродрома «Северный».
Напомним, самолет президента Польши Ту-154 разбился 10 апреля в 10.41.06 при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный». В результате погибли все находившиеся на борту люди - 96 человек. Среди них - глава государства Лех Качиньский и его супруга Мария, а также практически все высшее военное и политическое руководство страны. Польская делегация летела в Катынь, чтобы принять участие в памятной церемонии по случаю расстрела весной 1940 года органами НКВД, нескольких тысяч польских офицеров и мирных граждан, оказавшихся в СССР после сентября 1939 года.