11 февраля 2010 года Барун-Хемчикский районный суд Тувы вынес приговор 30-летнему инспектору ДПС Борбак-оолу Баиру, который застрелил школьника и ранил его подругу в октябре 2009 года. По сообщению ИТАР-ТАСС, вердикт был крайне лаконичен: 1 год и 3 месяца лишения свободы в колонии-поселении плюс лишение права занимать должность в правоохранительных органах сроком на 2 года. Потом можно вернуться к исполнению обязанностей.
Судебная история Борбак-оола Баира оказалась куда прозрачнее дела его коллеги – майора Дениса Евсюкова. Провалов в памяти у инспектора не было, психиатрическая экспертиза не потребовалась. Более того, по ходатайству подсудимого всё было рассмотрено в особом порядке, без судебного разбирательства. Возможно для того, чтобы не возникла очередная версия происшедшего – в дополнение к двум, уже существующим. Начало и финал одинаковые, развитие событий – разное.
Инспектор «соврамши»
24 октября Борбак-оол Баир остановил для проверки ВАЗ-2106. Водитель «шестерки» – ученик 11-го класса Ай-Мерген Анзат – отказался выходить из машины по требованию инспектора. Вместо этого подросток начал угрожать Борбак-оолу Баиру предметом, похожим на пистолет. Инспектор открыл огонь: первая пуля была выпущена в воздух, вторая – в обидчика. Пройдя навылет сквозь шею подростка, она ранила и сидевшую на штурманском месте сверстницу Ай-Мергена Анзата – Айланмаа Сааю.
Это первая версия. Вторая появилась уже в ходе следствия, после многочисленных экспертиз и опроса свидетелей. «Под давлением собранных доказательств Борбак-оол Баир отказался от своей первоначальной версии о том, что правомерно применил пистолет Макарова, и рассказал, что произошло на самом деле»,– пояснила старший помощник руководителя следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Туве Оюма Копуш.
Инспектор сознался в том, что он случайно застрелил подростка и ранил его спутницу, а затем подбросил в машину стреляную гильзу (это якобы тот самый предупредительный выстрел) и игрушечный пистолет (тот самый предмет, похожий на боевое оружие). Почему блюститель дорожного порядка открыл огонь по беззащитным ребятам, осталось непонятным. Возможно, подросток был пьян и агрессивен, как первоначально утверждал осужденный Борбак-оол Баир? Но медики-эксперты не обнаружили алкоголь в крови убитого. Или инспектору так не понравилось, что за рулем машины оказался несовершеннолетний, не имевший права управлять машиной? Но этот вопрос почему-то никем даже не рассматривался.
Цена вопроса
Одним словом, история печальна и загадочна. Одиннадцатиклассник скончался в больнице. Раненная девушка прошла серьезный курс лечения, после чего была выписана из стационара. А на вопрос, сколько сегодня стоят жизнь и здоровье 11-классников, нашёлся весьма банальный ответ. Родители пострадавших оценили морально-материальный ущерб в 2 миллиона рублей: иски каждой из потерпевших семей будут рассмотрены в гражданском порядке.
А уголовную цену вопроса суд озвучивать не торопился. Разбирательство откладывалось несколько раз – из-за неявок пострадавших и адвокатов подсудимого. Итог – бывший сотрудник ДПС признан виновным по ч. 2 ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» и ч. 2 ст.118 «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». В совокупности бывший сотрудник ДПС проведет чуть больше года в колонии-поселении. И это, как сообщает информагентство «Росбалт», вместо ожидаемых 10 лет тюремного заключения.
Для сравнения: пермский инкассатор Александр Шурман, облегчивший фонд Сбербанка на 250 млн рублей в июне 2009 года, был на днях приговорен к восьми годам колонии строгого режима. Любящий отец и муж, отчаявшись нормализовать материальное положение семьи честным путем, решил «отомстить» своему работодателю – Сбербанку – за существенное понижение оклада…
Как видно, человеческая жизнь и несколько мешков с деньгами – две вещи, несоизмеримые по стоимости. За одну – легкая форма весьма непродолжительного заключения с правом «гулять по выходным», за другую – строгий режим на протяжении восьми лет и полный крах семьи. И такое ощущение, что в данном случае индикатором стоимости является не закон, а обыкновенные погоны сотрудника ДПС.
Ранее по теме:
Убийства в Туве: чиновники ищут крайнего
Список «Эсквайра»: милиция насилует Россию ежедневно