Токсичный человек, неэкологичная беседа, душный тип, — популярные определения, которые пришли к нам из лексикона психологов. Но что они означают?
«Доллар и евро стали для России токсичной валютой», — такое мнение высказал министр финансов РФ Антон Силуанов. Его слова тут же разошлись по СМИ. И некоторые не могли не понять: при чем здесь деньги и их ядовитость.
За последнее десятилетие определение «токсичный» давно перестало быть просто химической характеристикой. Сейчас токсичными могут как финансовые активы, так и сами люди. По данным Google trends, определение «токсичный человек» с 2017 года — сверхпопулярный запрос. Ведь одно меткое словцо в полной мере характеризует психологический дискомфорт, доставляемый тем, с кем ты вынужден общаться.
В соцсетях можно встретить и другие популярные метафоры. Так, в соцсетях часто встречаются упоминания «токсичных отношений», или, наоборот, «экологичного» общения, а еще люди бывают «не в ресурсе». Тем, кто столкнулся с этими понятиями впервые, кажется, что люди, описывая свои эмоции, будто заполняют школьную контурную карту.
АиФ.ru собрал шесть популярных определений, без которых сейчас трудно представить характеристики человеческих отношений.
Токсичный. В финансовой среде официально существует определение «токсичные активы» — то есть те, которые сложно продать, обесценившиеся или безнадежные. Для «плохих активов» даже создаются «плохие банки», которые покупают эти убыточные проекты. А вот в сфере человеческого общения токсичными могут быть отношения, начальник, семья, благотворительность — все они приносят психологический дискомфорт. В токсичной среде люди могут устраивать провокации и скандалы, использовать пассивную агрессию. В токсичной паре или семье кто-то может манипулировать, угрожать, навязывать чувство вины.
«Токсичный» в переносном смысле и для финансов, и для отношений появился благодаря кальке с английского языка, от прилагательного toxic. В отличие от наших словарей, английские справочники уже фиксируют и переносные значения слова «токсичный».
Экологичный. В противовес токсичному существует «экологичный» — то есть беззлобный. «Давайте общаться экологично» — призывают пользователи соцсетей, то есть так, чтобы всем участникам беседы было комфортно. Неэкологичный — негативно влияющий на эмоциональное здоровье человека.
Соцсети, в которых у каждого есть трибуна, славятся своей неэкологичной атмосферой. Здесь, пользуясь анонимностью, могут устраивать травлю, писать клевету, говорить с издевкой.
Термин «экологичный» активно используется среди учёных-гуманитариев. Есть экологическая психология — наука, изучающая роль и влияние вредоносных человеческих факторов на других людей. А также эколингвистика, которая занимается вопросами сохранения языков и эффективной комфортной коммуникации.
Быть в ресурсе. «Не могу работать, я сегодня не в ресурсе», «Мой ресурс наполняют чтение книг и прогулки в парке». Сегодня этим термином пользуются все: и офисные работники, и блогеры. В массы этот термин пришел из когнитивной психологии, где ресурсное состояние — это эмоциональный подъем, наличие душевных сил для решения задач. Отсутствием ресурса нередко оправдывают нежелание что-либо делать или держать себя в форме. «Прости, что сорвалась. Я сегодня не в ресурсе».
Триггер. «Меня триггерит, когда вижу этот автобус: сразу вспоминаю бывшего». Триггер в психологии (от английского «спусковой крючок») — это стимул, который вызывает яркие эмоции, чаще негативные. В соцсетях встречается выражение «триггерит», что обычно означает «вызывает гнев».
Сегодня понятие «триггер» используют в разных областях. В маркетинге — это приемы, которые заставляют покупать. В медицине триггеры — это факторы, провоцирующие приступ.
Душный. Другой популярный термин — «душный человек», он же «душнила». То есть зануда, придирчивый, тот, кто умничает без повода. «Есть люди — душа компании, а есть — душнилы». Также «душным» называют того, кто любит жаловаться. Одним словом, это человек, общение с которым «душит», находиться в его обществе тяжело, как в душном пространстве с закрытым окном.
Несмотря на то, что поисковой запрос «душный человек — это» в последние несколько лет значится как сверхпопулярный, это не свежая выдумка минувшего десятилетия. Такую метафору можно встретить еще в книге 1983 года Юрия Нагибина «Дневник»: «До чего же упрямый и душный человек! После всех разговоров, скандалов, ссор, объяснений опять всё сделал по-своему».
Комфортный. А вот свежий вариант переноса из сферы удобства в плоскость впечатлений — понятие «комфортный человек». И нет, это не про того, кто славится своей мягкотелостью. Комфортный человек на сленге соцсетей — обладающий позитивным обаянием. «Она такая комфортная» — пишут поклонники сериала о героине. То есть при взгляде на актрису кажется, что это приятный во всех отношениях персонаж.
Почему эти термины так популярны? Люди стали больше анализировать свои эмоции и переживания, искать для этого подходящие слова, ходить к психологам. Такие специалисты любят пользоваться метафорами — скрытыми сравнениями. Иносказания позволяют лучше выражать свои переживания: одно такое слово способно передать всю гамму смыслов. Кабинетная лексика уходит в народ, и вот уже кругом люди ведут себя «неэкологично» или пытаются вернуться в «ресурсное состояние».