Примерное время чтения: 3 минуты
659

Интервалы и ауторегуляция. Психолог пояснила, как сдать экзамены без стресса

АиФ Здоровье № 8. Полезный шашлык? Такое возможно! 22/04/2025
Нейроны голов­ного мозга, чтобы быть активными, должны регулярно переключаться, испытывая разную нагрузку.
Нейроны голов­ного мозга, чтобы быть активными, должны регулярно переключаться, испытывая разную нагрузку. / Кирилл Зыков / РИА Новости

Каждое лето происходит всплеск психических расстройств у подростков в связи с выпускными экзаменами. Как обезопасить психику детей и в то же время помочь им показать наивысший результат?

Наш эксперт — врач-педиатр, нейропсихолог, психосоматолог Екатерина Тур.

Влияет на ум

Опросы говорят, что около 70% выпускников боятся экзаменов. Из-за нерв­ных перегрузок школьники становятся чрезмерно раздражительными, ранимыми, а порой грубыми и агрессивными. Могут устроить истерику из-за пустяка или замыкаются в себе, чувствуя себя потерянными, не способными справиться даже с простыми задачами.

Тревога снижает память, внимание, логику, приводит к путанице в мыслях. Во время стресса нарушается работа с фрагментами памяти, и в нужный момент мозг перестаёт выдавать информацию. У ученика во время ответа возникают словесные ямы или ступор. И тогда даже отличник может завалить экзамен. Кроме того, стресс приводит к эмоциональному выгоранию, из-за которого ребёнок нередко теряет мотивацию двигаться дальше, порой даже отказываясь поступать в институт.

Показать максимум

Накануне экзаменов навёрстывать пробелы в знаниях поздно. Выпускнику важно показать свой максимум, а это возможно, только когда он спокоен, собран, уверен в себе. И в этом ему должны помочь родители.

Соблюдайте правило интервалов. Не заставляйте детей безвылазно сидеть над учебниками. Чем дольше внимание сосредоточено на материале, тем хуже мозг воспринимает информацию. Нейроны голов­ного мозга, чтобы быть активными, должны регулярно переключаться, испытывая разную нагрузку. Старшеклассникам рекомендуется через каждые 40 минут учения делать 16-минутный перерыв. Ученики младшей школы должны отдыхать по 15 минут после 20-минутной работы.

Добавьте активности. Без физиче­ских нагрузок мозг начинает работать хуже, поэтому 5–10 тысяч шагов в день на воздухе послужат профилактикой эмоционального выгорания. Физическую активность можно привнести и в процесс обучения. Например, хорошая нейропсихологическая техника — учить материал, стоя на балансировочной платформе. Это улучшает запоминание.

Обучайте методам ауторегуляции. Медитация и прослушивание музыки (для детей особенно полезны симфонии Моцарта) помогают управлять гневом, тревогой, печалью, тоской, паникой, улучшают обучаемость, снижают уровень внутреннего напряжения.

Сохраняйте контакт внутри семьи. Перестаньте требовать — просто любите. Тогда вы станете ребёнку опорой. Ежедневные вечерние разговоры, обсуждения важных для детей тем, совместные ужины и походы на мероприятия, общие хобби сплотят семью.

Развивайте креативность и гибкость мышления. Когда решение не приходит на ум, порой выручают креативность и смекалка. Чтобы убрать ментальные барьеры, побуждайте ребёнка каждый день делать что-то новое: пробовать новые блюда, искать новые маршруты для прогулок, смотреть и читать фильмы и книги непривычных жанров. Задавайте неожиданные вопросы: например, с чем ассоциируется определённый цвет или звук.

Проваленный экзамен — это, конечно, проблема, но не катастрофа. Всё в жизни можно исправить, а вот поломанную психику ребёнка восстановить гораздо сложнее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы