Борис Минаев, автор повестей «Детство Левы», «Гений дзюдо», романа «Психолог, или Ошибка доктора Левина»:
- Наступает время блинов. Это самая моя любимая неделя в году. Ну, может быть, одна из самых любимых. И не только потому, что вкусно, сытно, весело. Не только… Но обо всем по порядку.
Во время Масленицы требуется особая осторожность. Это, в общем-то, известная вещь – Николай Семенович Лесков целый рассказ написал на тему, «что русскому здорово, то немцу смерть», с особой тщательностью выписывая то, как русский круглолицый купец уплетал в кабаке один за другим пышные блины, с рыбкой, наверное, да под водочку, а вот тощий немец скопытился то ли на восьмом, то ли на десятом, я уж сейчас не помню.
Но, как во всяком художественном тексте, тут есть место гиперболе, метафоре и преувеличению. Реакция немца (немецкого, то есть европейского организма) как раз нормальная, потому что обычный организм выдержать этого насилия не может, хотя и пытается (уж больно закуска хороша). Реакция русского в рассказе – предельная, даже запредельная, и лучше этот подвиг не повторять. При всем при том, что все это наше, национальное, русское, традиционное, любимое и так далее.
Лучше задуматься о том, что блин – это образ солнца, мифология, карнавал, сказка, игра, то есть не пихать в себя один за другим, а насладиться умным и высоким во время их поедания. И действительно – дело же не в варварском обычае, а в том, что наступает весна. Блин – это яркое солнце, его жар и его огонь, а также цветы, девушки, надежды и хорошее настроение.
Собственно, вот поэтому я люблю Масленицу. Это самый лучший образ поворота, перехода из одного состояния в другое, превращения, прыжка, даже проступка, за которым следует очищение, это час жутких контрастов, когда сама природа обманчива и жарко на солнце так же, как жутко холодно в тени, и мир слепит и меняет свою окраску мгновенно, все неуловимо и все, безусловно, радостно.
Таких недель в году очень мало. У каждого есть какие-то свои, любимые, но мне нравится эта…
Твое вечное, неустанное ожидание чуда, света, радости, любви – каждый год новое и каждый год окрашенное по-разному – это как волна, которая разбивается о берег. И Масленица прекрасно это состояние выражает.
Я выпиваю свои сто грамм и заедаю самой вкусной закуской в мире. Я легок и расслаблен. Я знаю, что мир – там, на улице, – меняется с каждым часом.
Весна.