Неужели эта нахалка дошла до того, что начала подчевать читателей подробностями из собственной спальни?! Говорят, что мнительный и капризный принц Кароль – не кто иной, как великий Шопен? А Лукреция, которая беспрестанно меняет меняет любовников и при этом относится ко всем мужчинам как к маленьким детям, и есть Жорж Санд.
Жорж Санд и Фредерик Шопен познакомились в 1836 году на светском вечере в доме графини д'Агу.
Спартак среди рабынь
После того как композитор сыграл для гостей вечера несколько своих этюдов, к нему подошла хозяйка дома и представила его довольно странной особе – женщине, одетой в мужской костюм, который дополняли высокие сапоги и сигара во рту. Странной особой оказалась известная всему Парижу писательница Жорж Санд. После короткого разговора Шопен заметил хозяйке: «Какая несимпатичная женщина эта Санд. Да и женщина ли она, я готов в этом усомниться!»
К моменту их встречи с Шопеном Жорж Санд уже исполнилось 33 года. Она успела пережить неудачное замужество и обзавестись двумя детьми – дочерью Соланж и сыном Морисом. Возможно, именно неудачный брак сделал из Авроры Дюпен (таково было настоящее имя писательницы) Жорж Санд. В восемнадцать лет Аврора вышла замуж за молодого артиллерийского поручика Казимира Дюдевана. Дюдеван отнюдь не отличался тонкостью натуры. На молодую жену он обращал внимания не больше, чем на кресло в гостиной, и вспоминал о супруге, лишь когда отправлялся в спальню. Впрочем, место в его постели Аврора делила с многочисленными горничными и служанками. «Сначала нас воспитывают в святости, а потом отдают мужьям, как молодых кобылиц», – писала она в своем дневнике. Подобные супружеские отношения все чаще заставляли Аврору задумываться о несправедливости «мужского мира» и в результате, по ее собственному выражению, превратили ее в «Спартака среди рабынь». Постоянные ссоры между супругами тоже делали свое дело. Несмотря на наличие двоих детей их брак разваливался на глазах, и спустя 12 лет после свадьбы 30-летняя Аврора Дюдеван уехала вместе с детьми в Париж. Муж не стал противиться ее решению и дал согласие на развод.
В столице Аврора решила заняться сочинительством. В 1832 году под псевдонимом Жорж Санд вышел ее роман «Индиана», который тут же принес писательнице известность. Популярности немало способствовала личность автора произведения. Приехав в Париж, Аврора начала разгуливать по улицам в мужском костюме, шокируя публику высказываниями феминистского толка. Несмотря на мужской костюм, который вовсе не красил писательницу, у Жорж Санд не было недостатка в поклонниках. Мужчины в ее спальне сменяли один другого, и при этом Жорж Санд признавалась, что большинство из них вызывают у нее материнские чувства.
Капризный ребенок
Перед самым уходом из дома графини д'Агу Шопен вновь столкнулся с Жорж Санд. На этот раз беседа продлилась довольно долго. При этом Шопен с удивлением обнаружил, что эта женщина уже не кажется ему непривлекательной. Впрочем, ни о какой любви речи не шло. Но у Жорж Санд было другое мнение на этот счет. Она была буквально очарована молодым композитором. Вскоре их встречи стали частыми – писательница старалась бывать в тех же местах, что и Шопен. Чтобы понять, что он уже не представляет себе жизнь без этой женщины, у Фредерика Шопена ушло полтора года.
Они были очень разные. Интеллигентный, где-то даже робкий Шопен и вспыльчивая, склонная к эпатажу Жорж Санд. Ему претил ее мужской костюм – в обществе Фредерика Жорж Санд старалась носить платья. Он был единственным человеком во всем Париже, который называл писательницу ее настоящим именем. Ей же не нравилась его консервативность и нерешительность. К тому же Шопен порой был невыносимо капризным – его здоровье действительно оставляло желать лучшего (с юных лет композитор страдал чахоткой). Иногда его мнительность переходила всякие границы. Он мог целыми днями лежать на кровати в теплом ночном чепце и с пиявками на шее.
Негостеприимная Испания
В 1838 году, чтобы поправить здоровье Шопена, Жорж Санд приняла решение уехать в Испанию – целительный климат Майорки полезен для легких. Однако Майорка встретила влюбленных проливными дождями. Шопен чувствовал себя совсем плохо. Из возлюбленной Жорж Санд превратилась в сиделку. Вскоре о болезни Шопена узнал хозяин дома, который снимала влюбленная пара. Владелец потребовал, чтобы Шопен немедленно съехал. При этом было необходимо заплатить за мебель, посуду, белье и побелку стен – по испанским законам вещи, которыми пользовался заразный больной, требовалось немедленно сжечь. Найти новое жилье было практически невозможно – весть о болезни композитора распространилась по всему городу и жители шарахались от Фредерика, как от зачумленного. Влюбленные нашли приют в отдаленном монастыре. При этом Шопен не мог расстаться со своим пианино, и Жорж Санд пришлось нанять целую роту солдат, чтобы затащить инструмент по горной тропе в одну из келий. Монастырская жизнь не добавила Шопену здоровья. Жорж Санд старалась ни на минуту не оставлять его одного, но даже самый тщательный уход не помогал. Решено было вернуться во Францию. Однако ни один корабль не хотел принимать на борт больного пассажира. Жорж металась по портовому городу, умоляя капитанов сжалиться над несчастным композитором. В итоге один владелец судна согласился. Правда, Шопену и Санд предоставили самую отвратительную каюту с ужасной мебелью – сжигать хорошие вещи накладно. Другими пассажирами судна была сотня свиней. При этом Шопен сетовал, что свиньям капитан предоставил лучшие условия, нежели ему.
Возвращение домой
По возвращении в Францию в феврале 1839 года влюбленные поселились в поместье Жорж Санд. Здоровье Фредерика постепенно пошло на поправку. Но вскоре после неудачного путешествия в Испанию Жорж Санд почти отказала композитору в плотской любви. Обязанности сиделки не способствовали пылким чувствам, к тому же Жорж убедила сама себя в том, что телесные наслаждения вредны Шопену. Впрочем, злые языки поговаривали, что любовник просто надоел писательнице – она не раз признавалась, что в постели Фредерик ведет себя, как старая больная женщина. Но так или иначе, влюбленные продолжали быть вместе. Санд порой говорила, что живет с тремя своими детьми – третьим ребенком она называла Шопена. Их часто видели на прогулках – Жорж бегала по полям наперегонки с детьми, а Шопен следовал за ними верхом на осле, одетый, как на званый обед. Они прожили вместе еще 8 лет.
Они расстались в 1847 году, спустя 10 лет после первой встречи. Возможно, их связь продлилась бы дольше, если бы композитор не испортил отношения с сыном писательницы Морисом. Шопен пытался воспитывать повзрослевшего юношу. Морис злился, Жорж Санд всегда вставала на его сторону. При этом к дочери Жорж Соланж Шопен относился совершенно иначе – во время споров с матерью Шопен неизменно поддерживал Соланж. Жорж злилась. Одно время она даже подозревала, что Фредерик тайно влюблен в ее дочь. Начались ссоры. Шопен поселился отдельно. Он перестал отвечать на письма Жорж Санд, считая ее виновницей разрыва. Но без нее он неизменно чувствовал себя несчастным – казалось, что вместе с ней его оставили последние жизненные силы. Его здоровье начало быстро ухудшаться. В 1849 году, за год до своего 40-летия, Фредерик Шопен скончался. Его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее объятьях».
Жорж Санд пережила Шопена на 27 лет и умерла 1876 году в 72-летнем возрасте. После расставания с Шопеном она осталась верна себе. Когда ей было 60, Париж увлеченно обсуждал ее связь 39-летним художником Шарлем Маршалом, которого Жорж называла не иначе как «мой толстый ребенок».