Мне воображение долгое время рисовало дочь в длинном концертном платье с распущенными волосами и скрипкой в руках. И пусть дочь терзала струны и мой слух, но нарисованная в воображении картинка не давала покоя и заставляла настраивать дочь продираться сквозь тернии к звёздам.
Но оказалось, путь к звёздам проходит по лыжне. Однажды, устав от заунывного пиликанья, я предложила дочери пойти в лыжную секцию. И на первом же соревновании она неожиданно заняла призовое место. На следующем кроссе – снова в тройке победителей. И ещё раз в призёрах.
За несколько месяцев мы добились успехов, к которым и на полшага не приблизились за два года в музыкальной школе: если там дочь чувствовала себя аутсайдером и двоечницей, то теперь она уверена в себе и с радостью встречается с друзьями по секции.
Конечно, мы знаем, как важно прислушиваться к желаниям ребёнка. Но так боязно свернуть с намеченного пути – ведь начатое надо довести до конца. На это заточена вся наша система образования: не бросайте дело на полпути, трудности закаляют характер, надо упорно их преодолевать. Но всегда ли это оправданно?
Не всем дано быть гениальными математиками или великими скрипачами. И, если у ребёнка что-то не получается, может, не стоит ломиться в закрытую дверь, а позволить ему быть кем-то другим?
Впрочем, с возрастом становится понятно и другое: все эти оценки, грамоты, награды важны, только если ребёнку занятия приносят удовольствие. Тогда и, казалось бы, бесперспективное пиликанье на скрипке обретёт перспективы. Главное – вовремя разобраться, чью картинку в голове вы пытаетесь воплотить в жизнь: свою собственную или ту, что намечтал ваш ребёнок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции