Когда возникает необходимость в сиделке для близкого человека, люди сталкиваются с новой и незнакомой реальностью. Сразу возникают вопросы. Заключать договор с сиделкой или нет? А если заключать, то что в нём нужно предусмотреть обязательно?
Или такой договор не всегда нужен? Многие его не заключают, считая, что это лишние заморочки. Особенно если сиделку нашли по знакомству и в прежней семье с ней было все хорошо. Но это совсем не значит, что у вас не возникнет проблем. По сути, сиделка и заказчик — посторонние друг для друга люди, которые оказываются в ситуации почти семейной близости. При таком тесном контакте возможны конфликты, нарушение личных границ, проявления непорядочности. Причем с любой стороны. Договор поможет оговорить все проблемы с самого начала, и на него всегда можно будет сослаться в случае нарушений.
Тренер-преподаватель школы патронажного ухода «Внимание и Забота» Мария Мыльникова рассказывает о 10 главных пунктах, которые надо учесть при заключении договора с сиделкой.
1. Предмет договора
Это базовый пункт любого договора в принципе. Укажите в нем, что сиделка обязуется оказывать услуги по уходу за подопечным, а вы — принять и оплатить услуги. Не забудьте отметить дату начала и окончания и место оказания услуг.
2. Обязанности сиделки
Часто клиент не понимает, что должна делать сиделка. Когда он ее приглашает, то думает, что она профессионал и знает, что делать. А что конкретно прописать в договоре? Как конкретизировать обязанности?
Если вы не знаете, какие функции должна выполнять сиделка, найдите в интернете профессиональный стандарт «Сиделка (помощник по уходу)» и выберите те функции, которые нужны в вашей ситуации. Выбирая их, постарайтесь оценить объективно, сможет ли живой человек все это выполнить. Помните, что если обязанностей очень много, а зарплата очень низкая, то вряд ли кто-то откликнется на такую вакансию. А если и откликнется, то вряд ли сможет оказывать полноценный и качественный уход. Если список пожеланий очень большой, оцените с семьей, какие функции вы можете выполнять сами. Имейте в виду, что сиделка может делать генеральную уборку, мыть окна или ухаживать за животными только по согласованию и за отдельную плату, так как это не входит в ее обязанности.
3. Права сиделки
Если мы говорим об обязанностях, то должны не забывать и о правах. Например, право отказаться от выполнения услуг, не перечисленных в договоре, или получить дополнительную оплату за выполнение домашних поручений, напрямую с подопечным не связанных. У сиделки есть право на оплату переработки, право на выходные дни.
4. График работы
Пропишите график работы. Лучше укажите конкретные часы, скажем, с понедельника по пятницу с 09:00 до 20:00. Не забывайте про отдых. Уставшая и измученная сиделка не сможет уделять должного внимания вашему родственнику. Она быстрее выгорит, и вам снова придется искать новую помощницу по уходу.
5. Порядок оплаты
При фиксированной оплате время сиделки стоит дешевле, чем при почасовом вознаграждении. Платить удобнее всего картой. Определите частоту оплат и настройте автоматические платежи. Так вы избавитесь от неловкого момента передачи денег и точно не забудете вовремя заплатить. Переработки обычно оплачиваются так же, как и основная работа. Если у вас сиделка получает ежемесячную оплату, то вычислите, сколько стоит ее час, отталкиваясь от «оклада». Отпуск и выходные принято компенсировать сиделкам с постоянной занятостью. Почасовая оплата этого не предполагает.
6. Налог
Определите, кто в ваших взаимоотношениях является налоговым агентом: на него возложены обязанности по перечислению налогов в бюджет. Налоговым агентом может быть как заказчик (наниматель), так и сам работник (сиделка). Это лучше определить в договоре, тогда клиент с себя снимает эту ответственность.
7. Запреты
До старта сложно предугадать, что именно для вас окажется критичным, неприемлемым в этом плане, что нужно указать в договоре. Чтобы понять это, пройдитесь по следующим пунктам:
— Безопасность: не перепоручать обязанности сиделки третьим лицам, не пускать в квартиру друзей и знакомых, ни с кем не обсуждать материальное положение заказчика и подопечного.
— Здоровье подопечного: не оставлять его без присмотра, не приходить на работу с температурой или простудой, не давать новые лекарства, еду и напитки без предварительного согласования с заказчиком.
— Этика: не обсуждать внутренний уклад семьи подопечного, не распространять личную информацию, не включать громко телевизор, не грубить и не использовать нецензурные выражения.
8. Испытательный срок
Важный момент: не всегда сразу устанавливаются отношения сиделки и подопечного или сиделки и семьи. И, чтобы избежать возможных проблем и конфликтов, можно в договоре уточнить, что есть испытательный срок в неделю или месяц. Он нужен, чтобы понять, подходите ли вы друг другу.
9. Штрафы
Полезно предусмотреть санкции для сиделки в случае нарушения договора. Например, досрочное расторжение договора или материальная ответственность в случае повреждения или порчи имущества. Но учитывайте, что этот пункт может напугать сиделку поначалу, поэтому злоупотреблять им не стоит.
10. Бонусы
Попробуйте также включить в договор поощрительные бонусы. Они могут мотивировать сиделку более ответственно относиться к своей работе или не «сбежать» к другому заказчику с более выгодным предложением, чтобы вам не пришлось в авральном режиме искать ей замену.