Проблема половинок
Медики сильно озабочены так называемой «проблемой половинок»: 50% людей не знают о своем диагнозе. 50% людей знают о нем, но не получают терапию по разным причинам. Чаще всего у них просто нет возможности лечиться, нет доступа к врачу и к лекарственной терапии. Та часть, которая получает терапию, тоже делится пополам: у одних эффект от лечения есть, у других – нет. В итоге лишь 6% онкобольных россиян получают правильное лечение и вылечиваются.
– Печален тот факт, что до сих пор на федеральном уровне нет единой концепции по преодолению проблемы онкологии, – говорит директор НП «Центр социальной экономики», доцент ПМГМУ им. Сеченова, член КС советов Минздрава РФ Давид Мелик-Гусейнов. – В 1971 году в США подписан «Американский противораковый закон», полностью копирующий систему организации онкологической службы Советского Союза. Надо сказать, что в Штатах были современные онкологические центры, опережающие по своему развитию мировые стандарты, однако не всем онкологическая помощь была доступна. Тот закон совершил настоящий переворот в онкологической службе США. А что случилось у нас? За последние тридцать лет практически разрушена инфраструктура, создаваемая в 60–70‑х годах! Между тем в России насчитывается около трех миллионов онкобольных. И ежегодно эта цифра увеличивается на 500 тысяч.
Как не свернуть с «Главной дороги»
Чтобы улучшить состояние онкологической службы в стране, был разработан масштабный проект «Главная дорога». Его цель – сплотить профессиональное медицинское сообщество, медицинских менеджеров, государство, а также общественные и пациентские организации. Все вместе должны договориться о том, как рационально использовать лекарственные средства и обеспечить лечение в соответствии с современными стандартами медицины, как правильно распорядиться имеющимися ресурсами, как искать и находить дополнительные источники финансирования онкологической службы и т. д.
– Если говорить о правовом аспекте организации онкологической службы в стране, то необходимые фундаментальные законы и необходимые правовые акты за последние годы тут приняты, – рассуждает председатель Исполнительного комитета МОД «Движение против рака», член Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ Николай Дронов. – Претерпели изменения порядка пятидесяти с лишним законов, касающихся вопросов организации системы здравоохранения. Не стоит на месте и медицина: современные технологии позволяют в определенных случаях добиваться чудесных результатов в лечении рака. Но, к сожалению, остается недостаточно проработанной стратегия лекарственного обеспечения. Все сводится к тому, что каждый регион сам за все отвечает. То есть полномочия региона в этом плане увеличиваются, а их ресурсное обеспечение в лучшем случае остается на прежнем уровне, в худшем – стагнирует.
– В 2015–2017 годах расходы федерального бюджета на здравоохранение граждан будет только сокращаться, – говорит Дронов. – В 2016 году они предположительно уменьшатся с 515 млрд рублей до 344. Такие цифры вызывают тревогу. Мы наблюдаем тенденцию «экономии на всем» – когда жизнь людей приносится на алтарь экономической целесообразности.
Программы есть, а денег – нет
Финансирование системы здравоохранения и в т. ч. онкологической службы остается больным вопросом. Некоторые надежды возлагаются на государственное и частное партнерство (ГЧП). Дополнительным источником финансирования онкологической службы может стать и инструмент рискового страхования на случай онкологического заболевания. Во многих регионах такая система страхования уже работает: страхуется здоровый человек, а при наступлении страхового случая страховая компания выплачивает ему 2 млн рублей. Этими деньгами человек вправе распорядиться, как он того захочет, – может лечиться в России или за рубежом, может построить дом, а может завещать их детям.
«Центр социальной экономики» разработал несколько программных модулей, подсказывающих, какие меры следует предпринимать, чтобы развивать нашу онкологическую службу.
– Мы разработали множество методических рекомендаций для медработников, – рассказывает Мелик-Гусейнов. – Например, по повышению онконастороженности и раннему выявлению онкологических заболеваний, наносящих основной демографический урон в нозологии: рак молочной железы, шейки матки, толстой кишки, предстательной железы, пищевода, желудка, печени.
Два года назад в Красноярском крае была запущена программа по денежной мотивации врачей, выявляющих онкозаболевания на ранних стадиях. Выявил рак – получи 1500 рублей. Как только программа заработала, в регионе появилось ужасающее количество новых больных. С одной стороны – печально, с другой – больные хотя бы узнали о своем диагнозе и стали наблюдаться.
Просвещение превыше всего?
Медики подчеркивают: крайне важно вести просветительскую работу среди населения по профилактике злокачественных новообразований. Огромную лепту в эту работу вносят участники «Движения против рака», на общественных началах работая с онкобольными, чьи права нарушены. Оказывая всестороннюю медицинскую, правовую и психологическую поддержку онкологическим пациентам, содействуя им в получении качественных медицинских услуг и жизненно необходимых лекарств. Важнейшие направления деятельности «Движения против рака» – образовательные «Школы пациентов» для больных и их родственников. Напомним, что «Движение» было создано в 2008 году пациентами, их родственниками и врачами при поддержке некоммерческого партнерства «Равное право на жизнь». Сегодня в России работают более 20 его региональных отделений.
Еще одним новшеством может стать создание национального банка данных о канцерогеноопасных предприятиях России. Предполагается, что впоследствии там будут проводиться санитарно-гигиенические мероприятия по уменьшению и устранению канцерогенных факторов на рабочих местах. Так что, проиграли мы битву с онкозаболеваниями или нет, покажет время. Причем ближайшее.