С 2010 года должен вступить в действие новый технический регламент на питьевую водопроводную воду. Его должны принять в соответствии с федеральным законом № 184 «О техническом регулировании». На основании этого закона мы уже получили техрегламенты на молочную и соковую продукцию, а также на съедобные масла и жиры. Но будет ли прогрессивен техрегламент на питьевую, в данном случае — водопроводную воду?
— Техрегламент не сможет запретить подачу населению мутной питьевой воды или воды, имеющей неприятный запах, — рассказывает Яков Хромченко, доктор химических наук, руководитель Испытательного центра НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды (НИИ КВОВ). — Это органолептические показатели, относящиеся к качеству продукции, но не к её безопасности. А техрегламент по закону может регулировать только показатели безопасности.
Ещё один парадокс. По закону техрегламент должен «содействовать приобретателям в компетентном выборе продукции» и «создавать условия для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации». Получается, что житель Екатеринбурга может «компетентно» выбрать, чтобы у него на кухне из крана текла вода, например, Рублёвской водопроводной станции в Москве? Но очевидно, что вода из крана не должна рассматриваться как товар. Её правильнее отнести не к товарам, а к среде нашего обитания, условиям существования.
У семи нянек…
Коммунальное водное хозяйство России не выделено в самостоятельную отрасль. Водохозяйственные вопросы регулируют Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Минприроды и прочие ведомства.
Впрочем, нынешняя система, которая хоть как-то пытается связать в единое целое состояние источников водоснабжения, забор воды из них, водоподготовку, очистку и отведение сточных вод, в 2010 году единовременно полностью отменяется. И может возникнуть хаотическая и опасная для здоровья людей ситуация, когда компоненты единой системы — питьевые, природные и сточные воды — будут регламентировать совершенно разобщённые нормативные документы.
Что под контроль
Пока непонятно, для какого количества загрязняющих веществ в новом техрегламенте будут введены ПДК (предельно допустимые концентрации), чтобы обеспечить безопасность питьевой воды. Называются разные цифры — 63, 88, 97…
— Но это не обеспечит эффективного контроля безопасности питьевой воды по всей стране, — считает Валерий Мазаев, профессор кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ММА им. И. М. Сеченова. — Представьте, что в какой-то местности есть химический или фармацевтический завод, загрязняющий источник питьевого водоснабжения специфическими веществами. В число контролируемых они точно не войдут и, значит, могут на вполне законных правах присутствовать в питьевой воде. Чтобы этого не допустить, в техрегламент нужно вводить ПДК более чем для тысячи веществ. А контролировать их по всей стране просто нереально... и не нужно. Эта проблема была решена ещё в 1982 году, когда был принят ГОСТ по «Воде питьевой». Тогда для оценки её безопасности и влияния на здоровье стали применять так называемый региональный подход. Каждый регион получил возможность определять и контролировать загрязнения, характерные для данной территории. В дальнейшем региональный подход был трижды подтверждён в СанПиНах на «Питьевую воду» в 1996, 2001 и 2009 годах. Более того, такой подход официально провозглашён Всемирной организацией здравоохранения и внедрён в большинстве развитых стран.
— Сейчас звучат предложения поставить локальные очистные установки чуть ли не в каждый дом или квартиру, — говорит Владимир Корабельников, к.т.н., заведующий сектором водоочистного оборудования НИИ КВОВ. — Но при этом забывают, что они хорошо работают только с водой питьевого качества. А значит, могут быть эффективны в Москве, но не в большинстве регионов России. Поэтому всё-таки главной остаётся первичная очистка воды, которую проводят водоканалы.
Поможет ли в этом деле «техрегламентная революция» — большой вопрос.
Пить или не пить?
Валерий Петросян, президент Центра «Экология и здоровье», ректор Открытого экологического университета:
— Воду из-под крана в Москве и Санкт-Петербурге можно пить безбоязненно. А если вы пропустите её через фильтр дополнительной очистки — ещё лучше. Кстати, многие производители бутилированной воды именно так и поступают: берут московскую водопроводную воду, фильтруют её и разливают по бутылкам. Но не могу с уверенностью сказать, насколько безопасна вода из-под крана в регионах, особенно тех, где есть загрязняющие предприятия, где требуется замена очистных сооружений и труб, по которым вода от водопроводной станции подаётся к потребителям. Если вода мутная или сильно пахнет хлоркой, то лучше воздержаться от её употребления, даже в кипячёном виде.
Кроме того, если сорбенты (вещества, поглощающие примеси) на станциях водоподготовки или в домашних фильтрах не менять вовремя, они перенасыщаются вредными компонентами и начинают уже сами загрязнять воду, которую призваны очищать. Если вы пользуетесь домашним фильтром для воды, соблюдайте инструкцию по его замене.