Черный список
Впервые понятие «тревога» выделил Зигмунд Фрейд, охарактеризовав его как эмоциональное состояние, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. В отличие от страха (реакции на конкретную опасность, угрожающую жизни человека) тревога представляет собой переживание смутной угрозы. Тревога может возникать без видимой причины: вроде бы и нечего бояться, но на душе беспокойно. Подобные переживания перерастают в тревожность и становятся отличительной чертой человека, особенностями его характера.
Все наши тревоги идут из детства. Сначала мы опасаемся Змея Горыныча и Бабы-яги, становясь старше – темной комнаты, пауков, змей и машин. В школе боимся плохих отметок, на работе – конфликтов с начальником и/или увольнения, в семье – непонимания и разочарований. У каждого есть своя ахиллесова пята. Однако абсолютно всем нам свойственно тревожиться по поводу здоровья и благополучия – своего, своих детей и близких.
Впрочем, отсутствие причин для беспокойства некоторых людей пугает не меньше: если сейчас все хорошо, значит, скоро непременно случится что-то неприятное. Однако важно понимать, что в основе всех наших тревог лежит страх перед будущим, и подвержены ему все люди без исключения, даже самые сильные и бесстрашные с виду. Разница – лишь в отношении к тревожности и степени переживаний.
Как она рождается
Возникновению тревожности у ребенка способствует недостаточно грамотное поведение родителей. Повышенная требовательность при неадекватной оценке его реальных возможностей могут вызвать у ребенка постоянный страх, что он не соответствует ожиданиям родителей и не заслуживает их любви. Тревожный ребенок, как правило, пассивен, недостаточно самостоятелен, он склонен мечтать, а не действовать, жить в выдуманном мире, затрудняется строить отношения со сверстниками. При таком поведении родители начинают еще больше волноваться, тем самым провоцируя его неуверенность в себе.
С другой стороны, ребенок может становиться тревожным и у слишком опекающих родителей – в атмосфере чрезмерной заботы и предосторожности. Тогда у него появляется ощущение, что он незначим, его мнение и желания на самом деле никому не нужны и не интересны. А если так, то мир кажется непредсказуемым и наполненным сплошными опасностями.
Следующий сценарий – противоречивые требования родителей: когда отец подходит к процессу воспитания жестко, а мать занижает все его требования. Разрываясь между одним полюсом и другим, ребенок оказывается неспособен к принятию решений, что повышает уровень его тревожности.
– Не так давно в психологии появилось понятие «семейная тревога», – рассказывает психолог Жанна Лурье. – Под ней понимается состояние нередко плохо осознаваемой тревоги, переживаемой одним или несколькими взрослыми членами семьи. Тревогу могут вызывать сомнения относительно продолжения отношений, проблемы с деньгами, разные взгляды на воспитание... Все это, конечно, передается и ребенку, очень часто он становится индикатором проблем в семье.
Кроме того, на психологическом уровне тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверными представлениями о собственном образе «я», неадекватным уровнем притязаний, недостаточным осознанием цели, необходимостью выбора между различными областями деятельности и так далее.
Вселенная угроз
Что происходит с человеком, когда он находится в состоянии тревоги?
– Один из характерных признаков – мышечный зажим, при котором напрягается определенная группа мышц – обычно воротниковая зона, – рассказывает Жанна Лурье. – Зачастую человек и не осознает напряжения, чувствуя лишь некоторый дискомфорт. Если это происходит постоянно, зажимы грозят стать хроническими и превратиться в своеобразный панцирь, который ограничит свободу движения и может привести к потере чувствительности в этой зоне. Периодический массаж воротниковой зоны, конечно, снимет напряжение на время, но не избавит от проблемы, если человек так и будет продолжать жить в стрессе.
Тревожный человек становится взвинченным, раздражительным, пребывает на грани срыва, легко пугается, не может сосредоточиться, страдает бессонницей, быстро утомляется. Окружающий мир воспринимается им как вселенная опасностей и угроз, и это состояние может впоследствии обернуться неврозом, – рассказывает Жанна Лурье. – Он часто по-другому слышит то, что ему говорят, остро и болезненно реагирует на безобидные сообщения, любые слова начальника воспринимает как личное оскорбление. Такой человек очень боится совершить ошибку, воспринимая ее как крах всей своей жизни.
Впрочем, у тревоги есть и положительные стороны. Она предупреждает нас о реальных опасностях, о возможности травмы, боли, наказания. Нормально, если человек тревожится, отправляясь на первое свидание или выступая перед аудиторией, если он беспокоится о том, чтобы прийти на важную встречу вовремя.
Боремся и побеждаем!
Специалисты утверждают: тревога возникает почти всегда, когда человек вынужден принимать какие-то решения, когда не уверен, что может их осуществить, и когда для него очень важен, ценен результат. То есть, по сути, тревоги сопровождают нас большую часть жизни. Поэтому очень важно понять, как с ними обходиться и как направить свои переживания в правильное русло.
● Важно понять природу мучающей вас тревоги: реальна она или воображаема. Для этого задайте себе несколько вопросов: насколько то, чего я боюсь, для меня важно и необходимо? Что самое страшное может произойти, если все сложится именно так, как я того боюсь? А что будет, если случится по-другому? Это поможет отделить то, что является главным, от второстепенного.
● Старайтесь мыслить позитивно. Успокаивайте и настраивайте себя на то, что в мире больше хороших людей и далеко не все в этой жизни желают вам зла.
● Чаще отдыхайте и расслабляйтесь, не загоняйте себя: в истощенном состоянии все реакции переживаются гораздо острее.
● Настраивайте себя на то, что справитесь с ситуацией, которая вызывает у вас тревогу или, по крайней мере, попытаетесь это сделать. Но желательно не скатываться к аутотренингу: в этом случае человек не осознает реальные опасности и не оценивает свои силы для борьбы с ними, а делает вид, что проблемы просто не существует.
Если вас мучает постоянная тревога и вы не можете сказать, чего конкретно боитесь, спросите себя: что вас так волнует в данный момент? Что вы можете сделать прямо сейчас? Если ответ не находится, попробуйте представить что-то позитивное. И не откладывайте визит к специалисту: он поможет разобраться с причинами и понять, что делать дальше.
Кстати
Если тревожность зашкаливает, она может перерасти в панику. Вот ее основные признаки: невозможность вдохнуть полной грудью, головокружение, полуобморок/обмороки, помутнение сознания, бешеное сердцебиение, дрожь во всем теле, сильное потоотделение, удушье, рвота. А также расстройство желудка, онемение или покалывание в теле. Человека бросает то в холод, то в жар, он ощущает ирреальность происходящего (тело как будто не мое), боль или давящее чувство в груди, ему кажется, что он вот-вот умрет или сойдет с ума. Достаточно хотя бы трех-четырех признаков из этого списка, чтобы понять – начались панические атаки. И тут уже без специалиста не обойтись.
Личное мнение
Алексей Романов:
– Чувство тревоги свойственно всем. Но не нужно ему поддаваться. Я рекомендую отвлечь себя: откупорить бутылку шампанского или перечесть «Женитьбу Фигаро». Постарайтесь думать о хорошем. Это не так сложно, как кажется. Меня это выручает. Например, идешь по улице, слышишь какую-нибудь музыку нехорошую, доносящуюся из ларька, она обязательно прицепится к тебе и вертится в голове, тогда я усилием воли заставляю себя вспомнить что-нибудь хорошее из музыки. И она вытесняет ерунду. Так и с чувством тревоги. Хмурые люди на улицах думают о плохом. Это дурная привычка, но с ней очень легко бороться. Надо только сделать усилие. С сильными эмоциями сложно справляться, нужна колоссальная тренировка под опытным руководством. В молодом возрасте сверхэмоции помогали в творчестве, сейчас я их избегаю. Фигура мудрая сама избегает стресса, это просто свойство взрослого организма. От опыта никуда не денешься, он превращает тебя в вооруженный корабль, когда ты предвидишь – вооружен, предупрежден и ни во что не ввязываешься.