Если в 2004 г. на каждого россиянина старше 15 лет приходилось 24 литра чистого спирта в год, то в 2012 г. - уже 14 л. Есть прогресс и по многим другим позициям, очень радостно, что существенно снижаются смертность и заболеваемость, связанные со спиртным (см. инфографику). И вот теперь, когда алкогольный туман над страной стал развеиваться, нас снова начинают подталкивать в недалёкое прошлое. Опасность исходит от друзей по Таможенному союзу (ТС).
Тихий переворот
«Только недавно всплыл проект «Соглашения о регулировании деятельности участников алкогольного рынка» для членов ТС, запущенный втихую перед самым Новым годом, - рассказывает сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем Дарья Халтурина. - Такое впечатление, что то ли казахстанские водочники, то ли транснациональная пивная индустрия решили использовать структуры ЕврАзЭС, чтобы лишить Россию возможности самостоятельно принимать новые антиалкогольные меры и продолжать политику по снижению потребления спиртного.
Все наши достижения многолетней антиалкогольной борьбы под угрозой, ведь решения в этой сфере будут принимать не в России и не в её регионах. Всё будут решать не очень прозрачные структуры ЕврАзЭС.
Именно так получается, если внимательно прочитать проект нового соглашения.
Оно очень хитро написано, такое впечатление, что его подготовили иностранные консультанты. Как тут не вспомнить официальные контакты финансового департамента Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с такими лоббистами табачных и алкогольных структур, как Международный центр по налогам и инвестициям, - глава департамента Т. Сулейменов лоббирует скандальную гармонизацию акцизов на сигареты в ТС, делая их цену доступной для любого ребёнка. Производители алкоголя, получив в России от ворот поворот, видимо, решили зайти через структуры ЕврАзЭС.
Механизм разработки документов в ЕЭК не совсем прозрачен. Документы её часто недоступны для публичного обсуждения перед принятием, заседания проходят непублично, и их протоколы не вывешиваются в Сети. На журналистские запросы ЕЭК отвечать не обязана. А её решения не могут отменить ни правительство, ни Дума, ни власти в регионах».
Главное - бизнес?
«Проект соглашения нацелен на защиту участников алкогольного рынка, а не населения, - продолжает Дарья Халтурина. - В ЕЭК нет специального департамента, занимающегося вопросами здоровья и защиты прав потребителей.
И это противоречит нашим интересам, ведь среди приоритетных направлений в России признаны профилактические программы по снижению потребления алкоголя и формированию здорового образа жизни.
Здесь уместно вспомнить Евросоюз, который во многом является прообразом ТС. Там не регулируют рынок алкоголя с помощью подобных соглашений и государствам не навязывают решения в этой сфере. Потому что они могут негативно влиять на здоровье.
Если соглашение примут, то в России снова могут возродиться реалии жуткого алкогольного рынка 1990-х годов. В нём уже запланировано ослабление контроля за импортом, производством и лицензированием водки и спирта. Водку смогут продавать практически в любом подвале - требования к магазинам предлагают устранить. Это почти наверняка поможет залить страну дешёвой импортной и нелегальной водкой, качество которой будет под сомнением.
Недавно у нас запретили выпускать пиво и коктейли крепче 7 градусов в таре больше 0,33 литра. Только одно это решение позволило существенно сократить потребление этих напитков подростками - такой объём им маловат. Так вот, в соглашении этот запрет предложено отменить, и значит, всё будет как раньше. Пока обсуждается только первый набор послаблений, потом наверняка будет второй. Нужно ли нам возвращаться в прошлое?»