В последние годы специалисты отмечают увеличение спроса российских потребителей на продукцию для здорового образа жизни. Значительный рост в продажах за 2023 год показали категории БАД и функционального питания — продукты, направленные на оптимизацию рациона, его дополнение макро- и микронутриентами. По данным отдельных российских производителей, в тройку наиболее востребованных категорий продуктов вошли: биологически активные добавки к пище, продукты, направленные на снижение веса, и функциональные коктейли.
Культура потребления БАД формируется вслед за лидерами рынка — США и Японией. В России люди стали понимать, что для того, чтобы в 50 лет выглядеть и чувствовать себя хорошо, нужно начинать следить за состоянием своего организма уже в 25. Покупательский возраст снизился, сегодня ядро аудитории — люди в возрасте 30+.
Вектор направленности БАД тоже изменится. Волна Covid сошла, и сейчас большей популярностью пользуются БАД общего направления, которые отвечают за настройку организма на правильную, грамотную работу, повышение естественной резистентности. Людям стала необходима общая, базисная поддержка организма, не только «иммунка».
В нашей стране очень хорошо развивается косметическая индустрия. Врачи-косметологи активно доносят информацию, что только инъекциями нельзя решить вопросы возрастных изменений, поэтому популярность набирает бьюти-направление БАД, тот же коллаген и омега-3 можно отнести к этому сегменту.
Объем производства сетевиков сопоставим с крупнейшими традиционными компаниями
Наибольшей активностью на рынке БАД отличаются компании, работающие по принципу сетевых продаж (MLM).
БАД и функциональное питание — довольно сложные продукты, и необходима дополнительная консультация экспертов. Сетевой бизнес как раз это позволяет, партнеры компаний хорошо разбираются в продуктах, составах, особенностях производства и всегда могут дать компетентную рекомендацию. Рекомендации по схеме P2P (people to people) очень популярны для этой категории товаров.
Сетевые компании всегда работали с уникальными продуктами, а теперь на пике востребованности стремятся удовлетворить растущий спрос, значительно расширяя ассортимент. Так, только NL International, одна из ведущих российских MLM компаний, выпустила 86 новых продуктов в 2023 году.
Российское производство БАД находится в тренде роста с 2017 года, и производители прогнозируют его дальнейшее увеличение — доля импортных товаров будет сокращаться в пользу внутренних производителей.
С 2022 года, после ухода с российского рынка ряда иностранных сетевых компаний, значительно укрепились позиции именно российских производителей, которые, так же, как и в большинстве отраслей российской экономики, оказались способны обеспечить качественное импортозамещение.
Так, например, компания «Эвалар» продолжает активно наращивать объемы производства и продаж, в том числе в области БАД и функционального питания. По итогам 2023 года доля присутствия компании на отечественном аптечном рынке выросла до 14,7% (по сравнению с 12,4% в 2022 году). У компании сохраняется стабильная динамика продаж традиционных объемных категорий — таких как про- и пребиотики, омега, витамин С, антистресс. При этом антистресс-категория в 2023 году показала высокую динамику роста — например, по препаратам с магнием почти в два раза (+101,2%) и в полтора раза по витаминам группы В (+47,8%).
Сетевая компания «Фаберлик» в 2023 году выпустила 200 млн единиц продукции, в том числе БАД и коктейли. Также были открыты новые линии производства, развивались текущие и создавались новые продукты, в том числе была выпущена новая линейка БАД.
По итогам 2023 года «НЛ Континент» (торговая марка NL International), которая более 20 лет занимается разработкой продуктов для поддержания здоровья, продемонстрировала рекордный за последние три года рост выручки в России — до 11,06 млрд рублей, что на 11,84% превысило показатели 2022 года.
При этом по итогам 1-го квартала 2024 года темпы роста еще более возросли — на 31% больше аналогичного периода 2023 года.
По данным аналитиков, выручка компании в категории БАД в 2023 году увеличилась на 30%. Повышенным спросом пользуются БАД широкого направления, такие как коллаген, магний, омега. Также в число бестселлеров вошел гуминовый комплекс и продукты, направленные на улучшение работы ЖКТ.
Экономический и научный вклад
Как показывают результаты продаж, ведущие российские сетевые компании по масштабу бизнеса становятся сопоставимы с крупнейшими российскими производствами с традиционными моделями продаж. Наглядным подтверждением этого стало вхождение компании NL в десятку крупнейших налогоплательщиков Новосибирской области по выплатам в федеральный бюджет России за 2023 год.
Производство компании отвечает самым современным стандартам, но локализовано в России. Компания выпускает продукты для здоровья на базе собственного комплекса в Новосибирске, сертифитированного по международным стандартам безопасности ISSO 22000 и GMP, а также в соответствии с требованиями халяль. В планах — открытие нового производственного комплекса по производству флагманских линеек, строительство которого уже началось в 2023 году.
Рост российского сетевого бизнеса способствует развитию научных разработок и производственной базы в стране. Так, в 2022 году компанией была открыта R&D лаборатория Ultranovation — резидент «Биотехнопарка» в поселке Кольцово, одна из ведущих российских научных площадок. В 2023 году в лаборатории разработали и запустили линейку липосомальных БАД с высокой биодоступностью. Технологам удалось заключить в липосомы целые комплексы активных веществ. Аналогов продуктам — комплексам в липосомах 5-HTP, Metabrain, Neuromedium — нет на российском рынке.
В настоящее время MLM-бизнес в России сложился как полноценная и значимая отрасль экономики, которая, так же, как и другие отрасли, занимается развитием производства в стране, созданием рабочих мест, поддержкой науки и социальных проектов. Крупные российские MLM-компании стали сильными и конкурентоспособными игроками, находящимися на острие трендов в отрасли.
Продажи через людей и для людей
Поскольку MLM-компании осуществляют дистрибьюцию через партнеров, то еще один важный показатель роста российских компаний — продолжение динамичного расширения сети. В 2023 году к «НЛ Континент» присоединились четверть миллиона (259 564) новых партнеров. Таким образом, в настоящее время сеть зарегистрированных партнеров и клиентов компании составляет более 6 миллионов человек по всему миру.
В топ-5 регионов, в которых было максимальное количество регистраций новых сетевиков в 2023 году, вошли: Москва и Московская область, Краснодарский и Красноярский края, Башкирия и Татарстан.