Примерное время чтения: 4 минуты
3260

Жадина-говядина. Почему ребёнок не хочет делиться?

АиФ Здоровье №22. Кто рискует получить инфаркт 02/06/2016

Наш эксперт – психолог Софья Шноль

Чувство собственности

Жадность, хоть и осуждается в обществе, естественное свойство человеческой, а особенно детской натуры. Желание охранять и приумножать свою собственность нормально для человека. Просто взрослые обычно умеют согласовывать это с социальными нормами поведения, а дети ещё только учатся.

Щедрость – это то, до чего нужно дорасти, она должна стать результатом свободного и осознанного выбора.

Эффект новизны

Возмущаясь жадностью, взрослые обычно исходят из понятий справедливости – несправедливости. Но суть детской жадности иная, она не имеет никакого отношения к этим понятиям. У детей так называемая жадность всегда носит ситуативный характер. Важно это учитывать и всякий раз исходить не из идей (нельзя быть жадным, всем должно быть поровну…), а из понимания ситуации.

Например, для малыша в песочнице предметы, находящиеся на некотором удалении, заметнее, чем те, что находятся совсем рядом. Поэтому часто случается, что чужое ведёрко оказывается для него привлекательнее того, что он держит в руках. Здесь достаточно обратить внимание малыша на то, что у него есть, показав, что с этим можно делать. Иногда играет роль эффект новизны: привыкнув к цвету своего ведёрка и заметив у кого-то такое же, но другого цвета, малыш может потянуться к нему.

Когда ребёнок усиленно держится за свои игрушки или стремится первым что-то схватить, это обычно говорит о страхе чего-то лишиться или не получить желаемое. Так бывает с детьми, которым постоянно приходится сражаться с братьями и сёстрами за обладание какими-то вещами. У единственного ребёнка приступ жадности может случиться, после того как он пошёл в детский сад.

Как поступать нам

Если ребёнок позарился на чужое, дайте ему право на желание, но объясните, что прямо сейчас оно невыполнимо, потому что чужое брать нельзя. Так ребёнок, с одной стороны, поймёт, что желаемое можно получить не всегда, а с другой – будет знать, что вы признаёте важность его переживаний.

Говоря «хочу!», малыш часто стремится не овладеть вещью, а просто познакомиться с ней. Поэтому можно попросить игрушку у хозяина на время. Если же тот не согласен, постарайтесь утешить своего ребёнка.

Всегда будьте на стороне ребёнка, когда он защищает своё добро. Если родитель призывает малыша отдать свою вещь, когда тот этого не хочет, ребёнок воспринимает это как предательство. Малышу трудно постоять за себя, и ему очень важно, чтобы в критический момент его защитил взрослый. Поэтому, заметив, что какой-то ребёнок забрал игрушку у вашей дочки или вашего сына и не хочет возвращать, вы вправе подойти к нему и сказать: «Это игрушка моей девочки (моего мальчика), отдай, пожалуйста!»

Жан Милимеров:

– Я не знаю, как это происходит в других семьях, но у моих детей переход от учёбы к каникулам – это очень естественный процесс. Они занимаются до последнего, а потом сами комфортно уходят на каникулы. Кстати, и обратный процесс происходит очень комфортно. Дети возвращаются в школу и включаются в работу с первого дня.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы