Наш эксперт – психолог, член правления Российского детского фонда Ирина Медведева.
О накопительстве и мотовстве
Некоторые говорят: чем позже ребенок столкнется с «ценою» денег, тем лучше. Но эта позиция ошибочна. Показывать детям, как правильно обращаться с деньгами, надо обязательно. Другое дело, что «универсальных рецептов» в этой науке нет.
Возможно, ключом к родительскому пониманию, как следует поступать, могут стать такие черты характера ребенка, как склонность к жадности или, наоборот, к расточительству.
Например, давно замечено: маленьким детям свойственно копить. Они собирают мелочь – на мороженое или на понравившуюся игрушку. Дело не в том, что родители не могут или не хотят им эту игрушку купить. Просто малышам свойственно собирать. И это нормально, «накопительство» нужно разрешать. Иначе запрет может усилить фиксацию на деньгах. Более того, небольшие деньги ребенку давать необходимо.
Несколько десятилетий назад считалось, что если взрослые разрешают ребенку складывать монетки в копилку, то они способствуют развитию в нем скупости. Но всегда ли это признак скупости? Может, хозяйственности?
Конечно, жадных не любят везде. Тем более у нас, в России. Склонность к расточительству, напротив, наши граждане воспринимают благосклонно. Выглядит это не так противно, как жадность. Но на пользу ли расточительство самому человеку, его близким? Нет!
Мешочек мелочи
Ребенок склонен к скупости? Все равно ему нужно давать деньги. А стремление подкопить даже… поощрять. Главное, как при этом ориентировать ребенка. Скажите ему, например: «Конечно, откладывай, может понадобиться. На что-то полезное для всей семьи. Например, на дачные качели».
Ребенок способен сразу все спустить на ерунду? Его тоже надо грамотно сориентировать. Дайте ему немного мелочи. Но скажите, что если ее не истратить сразу, а подкопить, можно будет купить что-то существенное в конце месяца.
Важно, чтобы ребенок понял: деньги – это не то, что можно демонстративно разбрасывать, хвастаясь щедростью. Или, наоборот, прятать в кубышку на веки вечные. Старайтесь воспитать чисто функциональное отношение к деньгам. Дайте ребенку возможность купить что-нибудь простое. Хлеб, например. Сначала сделайте это вместе с ним. Объясните, что сколько стоит, отсчитайте вместе деньги. Осталась небольшая сдача? Разрешите ребенку оставить ее себе. Но важно, чтобы, когда ребенок подрастет и будет за тем же хлебом ходить самостоятельно, он всегда приносил вам сдачу. Что вы с ней сделаете дальше: отдадите ему или положите в свой кошелек, – это уже ваш выбор.
Делиться – надо!
Неожиданный для сегодняшней жизни разворот темы денег – милостыня. Для детей это тоже одно из первых соприкосновений с деньгами. До поры до времени не надо рассказывать ребенку, что нищие – это мафия, а за безногим инвалидом стоят вполне здоровые бандиты. У малыша душа не созрела, чтобы знакомиться с изнанкой жизни. Объясните главное: от хорошей жизни не просят. Это всегда тяжело и унизительно. И лучше помочь, чем пройти мимо.
Еще очень важная составляющая подготовки ребенка к распоряжению деньгами – отсутствие у него капризов и прихотей. Их вне зависимости от благосостояния родителей надо пресекать сразу. Детские интересы не должны быть ни чрезмерными, ни абсурдными. Нет моментальной потребности купить все яркое и блестящее, что попадает в поле зрения? Появляется разумное отношение к деньгам? Поощряйте его! Тогда и накопления окажутся нелишними. Более того, стремление к накоплению может быть полезным в воспитательных целях. Если родители видят, что ребенку слишком легко все достается, тогда полезно сказать: «Купить не можем. Копи!».
Плата за обязанности
Сегодня родители часто платят детям за «пятерки» в школе или за какой-то домашний труд. Это неестественно для нашей культурной традиции. В отличие, например, от некоторых европейских стран, где родители платят ребенку за выполнение своих обязанностей. Да, в нашем воспитании тоже есть система поощрений и наказаний – без нее невозможно вырастить ребенка. Но у нас детей никогда не поощряли деньгами. Купить игрушку, сходить в кино – это нормально, это правильно, да и то только в отношении не слишком взрослых детей. Великовозрастные должны сами понимать: это их дело – хорошо учиться. Иначе не поступишь в вуз, не получишь интересной профессии. «Сделай это – получишь это» – тоже своего рода игра. Но в нее важно в какой-то момент перестать играть. У ребенка должны появиться самостоятельные серьезные мотивы для поступков. Помогать по хозяйству надо не потому, что получишь награду. А потому, что родители устают, и потому, что ты тоже отвечаешь за свой дом.
Не дарите детям деньги!
Некоторые взрослые, приходя в дом, где есть дети, дарят им деньги на день рождения или в Новый год. Это тоже неправильно. В первую очередь для того, кто дарит. Значит, гость не думает о человеке, которому делает подарок. Не знает, что тот хочет, о чем мечтает. Разве можно сравнить деньги с размером затраченных усилий на выбор настоящего подарка? Конечно, нет.
И не надо утешать себя ложным представлением, что «зато ребенок купит себе то, что хочет». Ерунда. Делать желанный подарок – это всегда риск ошибиться. Это время на его поиски. Но, в любом случае, так правильно. Вместе с подарком взрослые передают ребенку модель поведения: подарок значит внимание, заботу, любовь. В этом самый большой его смысл.