Пять причин
Существует как минимум пять причин, считают психологи.
Причина № 1. Ребёнку сложно переключиться с одного занятия на другое. По этой же причине детей не удаётся оторвать от игры, когда пришла пора обедать или надо идти на прогулку. «Ребёнку в принципе сложно завершить какую-либо деятельность и переключиться на другую в силу возрастных особенностей», – объясняет завкафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор Ольга Карабанова. Взрослые иногда тоже с трудом справляются с этой задачей и оттого ночи напролёт проводят в соцсетях или за сериалами.
Причина № 2. Мультфильмы заставляют смеяться, что запускает выработку гормонов удовольствия, так что буквально на уровне физиологии хочется смотреть ещё и ещё!
Причина № 3. Чтобы смотреть мультики, не требуется никаких усилий. Хотя злоупотребление этим невинным удовольствием тормозит развитие самостоятельности и любознательности, считает сотрудник Института групповой и семейной психологии и психотерапии, доктор психологических наук Марк Сандомирский. Сначала ребёнка усаживают перед экраном, чтобы он не мешал родителям, а затем малыш будет усаживаться сам, ведь это проще, чем что-то придумывать, находить себе занятие и затевать игру.
Причина № 4. Анимация предлагает не всю реальность в её многообразии, а некую упрощённую модель, которая понятна детям. «Дошкольнику трудно вычленять в окружающей реальности наиболее значимую информацию, улавливать и следить одновременно за множеством последовательных действий, связей, – поясняет Ольга Карабанова. – А мультфильм вычленяет ровно то, что нужно показать ребёнку, и подаёт это в красочной форме, не злоупотребляя отвлекающими подробностями. Некая схематизация, некое упрощение помогают ребёнку следить за конкретным героем. Поэтому красочный, узнаваемый, но не перегруженный образ становится популярным у детей. Мы, взрослые, определяем настроение собеседника или персонажа игрового кино по массе признаков – выражение глаз, мимика, поза… Ребёнок не может этого сделать в силу отсутствия опыта, а в анимации в этом нет необходимости».
Именно поэтому дошкольникам так нравятся мультсериалы, где каждый мультик – отдельная история с ограниченным кругом персонажей, действий и понятной моралью. Полнометражное анимационное кино с разными перипетиями подойдёт уже школьникам. Так же и с книгами: сначала мы читаем маленьким детям сказки, рассказы, а к длинным повестям переходим позже.
Причина № 5. Мультфильмы с их яркой нарисованной реальностью, с нарочито нарушенными чертами людей, зверей, с их сказочными сюжетами возвращают нас в раннее детство. «Любые мультфильмы вызывают регрессию, – утверждает Марк Сандомирский. – Потому-то многие из них вообще лишены слов – они там не нужны. Пятилетний возвращается в себя двухлетнего, когда не очень получалось пользоваться языком. Десятилетний – в себя дошкольника, взрослый – в себя ребёнка. Это очень простой и доступный способ эмоциональной разрядки. И если человек в детстве насмотрелся весёлых мультфильмов, он и десятилетия спустя, попивая пиво на диване перед телевизором, будет испытывать ту же детскую радость от старых, пусть даже примитивных сюжетов».
Что такое хорошо и что такое плохо
Самыми полезными психологи считают мультфильмы, в которых побеждает добро: они будят в человеке способность сочувствовать. А вредными – анимацию, где муссируется и смакуется тема насилия. Не нужно полагать: «Да он всё равно ничего не понимает, пусть смотрит». Тревожные звуки, выражение лиц, которые передают боль, соперничество, апеллируют к нашему инстинктивному, животному. На бессознательном уровне такое поведение на экране, если остаётся безнаказанным, усваивается ребёнком как дозволенное.
Существует теория социального научения известного канадского психолога Альберта Бандуры: дети считают нормой то, что видят. И, если они видят насилие, но никто не объясняет им, что это плохо, они будут подражать этим действиям, даже не испытывая никаких враждебных чувств к своей «жертве».
«Маленькие дети охотно смотрят малопонятные для них приключения, – считает доктор психологических наук Елена Смирнова. – Можно предположить, что быстрый и яркий видеоряд, обилие громких звуков, мелькание кадров подавляют волю и активность ребёнка, как бы гипнотизируют его, блокируют его собственную активность». Вот почему так важно показывать детям мультфильмы по возрасту. Те, которые ему понятны, которые он может «приложить» к себе, к своей жизни, своим переживаниям, даже если герои в них – сказочные принцессы. Ведь у них тоже есть семья – мама, папа, есть определённые отношения, желания, которые исполнятся, если будешь храбрым, честным, добрым…
А ещё психологи советуют не оставлять малыша один на один с экраном. Важно не просто предоставить ребёнку новые эмоции, новые впечатления, но и обсудить их с ним, сделать выводы, вложить понимание, что хорошо, а что плохо, на примере героев.
Первый читатель Габриэлла:
– Главное, чтобы мультики несли добрую и счастливую историю без сцен насилия. Мы с детьми смотрим разные мультики – и российские, и зарубежные, поскольку они знают три языка. Особенно любим диснеевские сказки – как старые, так и современные.