Какой бы ужасной ни казалась ситуация, её всегда можно исправить. Как - читателям «АиФ» советуют специалисты.
-Справиться с конфликтом можно и нужно, каким бы серьёзным он ни был, - рассказывает психолог-методист центра «Практический психолог» управления методического обеспечения Службы практической психологии образования МГППУ Нина Чупракова. - Сейчас в каждом учебном заведении должен быть психолог, эта ставка официально введена в школе.
Конечно, в идеале нужна целая психологическая группа, потому что одному человеку вести большой коллектив невозможно, и на практике во многих школах не хватает учителей, что уж говорить о психологах. И, тем не менее, если у вас есть такая возможность, попробуйте для начала обратиться к нему. Задача школьного психолога - сопровождать учебный процесс. Он должен знать, что происходит у него в школе. Если психолог в хорошем контакте с педагогами и учащимися, он, так или иначе, знает о сложных отношениях между педагогом и ребёнком. Его обязанность - урегулировать ситуацию.
Обычно в конфликте между учителем и учеником последний - менее защищенная сторона. Просто потому, что он младше. Хотя, конечно, бывают и очень сложные подростки, но чаще в зависимости оказывается ребёнок. Если это необходимо, психолог должен защитить права ребёнка. Там, где необходимо, настроить на общение ученика и педагога.
Что делать учителю
- В конфликтной ситуации важно не забывать, что педагог старше и должен быть мудрее. Как бы взросло ни выглядел ученик, он - ребёнок, - говорит директор центра «Практический психолог» кандидат психологических наук Марина Зиновьева. - Педагог должен быть более мудрым. В реальности, конечно, бывает далеко не так. Есть масса причин, по которым педагог может быть раздражительным, поведение подростка может быть невыносимо, но всё же учитель - взрослый человек. Конфликты бывают разные - начиная с того, что ученик отказывается воспринимать учителя как авторитет и заканчивая тем, что педагог не поладил с родителями ученика и на этой почве питает неприязнь к ученику. Но последнее слово всегда за педагогом, подход можно найти к любому ребёнку. Он должен быть профессионалом, чувствовать ситуацию, обратиться в случае необходимости за помощью к психологу.
Если такой возможности нет, попросить о помощи коллег, администрацию школы, родителей. Либо можно обратиться в психологический центр при системе образования. Они есть во всех регионах. Сюда же могут обратиться за помощью и ученик, и родители.
Даже если вы считаете себя правой стороной, не затягивайте конфликтную ситуацию, будьте выше неё. Старайтесь вести диалог, не впадать в крайности, не применять насилия.
Постоянно совершенствуйтесь, чтобы чувствовать себя уверенно в своём предмете - тогда не возникнет конфликта, когда ученик чувствует себя умнее учителя.
Главное: конфликт не возникнет, если учитель изначально себя поставит как лидер (но не как тиран), будет держать определенную дистанцию и при этом сможет доверительно общаться с детьми.
Бывает, что ученик сам идёт на конфликт. Эрудиция, профессионализм в своём деле - главные козыри перед учениками. К вам пришли получать знания. Если вы себя чувствуете самодостаточным человеком, вас будет трудно уязвить.
Что делать ученику
Не стесняться обращаться за помощью к родителям, директору школы. Если конфликт не решается на этом уровне - в департамент образования города, округа.
Если вы не правы - найдите силы извиниться. Как бы ни было трудно. Иногда достаточно простых слов, чтобы всё встало на свои места.
Что делать родителям
Следить за психоэмоциональным состоянием своего ребёнка. Не пропускайте начало конфликта. Его желательно разрешить на начальной стадии и не запускать.
Не доводите ситуацию до того, что вы получаете записки из школы о том, что ребёнок оскорбляет учителей и ведёт себя неадекватно. Если наоборот, ребёнок переживает, отказывается идти в школу, говорит, что не желает учиться, значит у него проблемы, помогите ему разрешить конфликт.