Рассказывает доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Карабанова.
Начало славных дел
Первые шесть месяцев учебы для первоклассников – период адаптации, привыкания к новой жизни и к новой роли. Но если «испытательный» срок миновал, а у малыша сохраняются серьезные проблемы, это повод задуматься, не возникла ли почва для произрастания комплекса.
Современные первоклашки приходят в школу хорошо подготовленными в интеллектуальном отношении – они уже умеют писать, читать и считать. И тут их подстерегает первая проблема – им начинает казаться, что в школе их не научат ничему новому, а разную интересную информацию они получат в других местах (из телевизора, компьютерных игр, разговоров дома и на улице). Если в этот момент не заинтересовать малышей содержанием школьной программы, у них так и останется на всю жизнь «комплекс пассивного наблюдателя» – человека, который вынужден присутствовать на учебном (потом – рабочем) месте, но «во всех этих играх» не участвует.
Другая проблема – неумение малышей, привыкших к дошкольной вольнице, вписаться в жесткие рамки школьной жизни (особенно тяжело приходится тем, кто впервые попадает в детский коллектив). Не получается контакта с учителями – педагоги склонны считать таких детей ленивыми, плохо воспитанными, неспособными, а те просто не могут понять, что от них требуется. С одноклассниками тоже дружба не складывается, появляется страх общения с ними, ощущение, что другие ребята не хотят с тобой играть. Если в дальнейшем эти чувства будут прогрессировать – вот вам и классический комплекс неудачливого, неуспешного человека, стремящегося к одиночеству. Такие дети в школе больше всего боятся… переменок, когда приходится выбираться из своего безопасного угла и оказываться среди шумных, уверенных в себе сверстников.
Как избежать проблемы?
За несколько месяцев до начала учебного года (в марте-апреле) пройдите специальное обследование – психологическую диагностику готовности к школе. И следуйте советам психолога.
Дайте малышу возможность походить до школы хотя бы в студию, кружок, на спортивные занятия. Ведь ни няня, ни мама, ни бабушка не научат «выживать» в коллективе.
Опять двойка!
Главное оружие учителя – оценка. Она считается единственным показателем школьного успеха или провала. За пятерки хвалят и ставят в пример, за двойки вызывают родителей, троечников уговаривают подтянуться… Получая контрольную работу после проверки, ребенок больше всего боится увидеть в ней исправления беспощадным красным цветом и плохую оценку. Пережив такой страх, он всегда будет подсознательно избегать новых непроверенных способов решения, собственной точки зрения. Дети быстро делают выводы: «ошибаться – это плохо!». Отсюда «растут ноги» у комплекса боязни сделать неверный шаг, «высунуться».
«Двоечник» и «отличник» – ярлыки, навешенные в школе, часто остаются на всю жизнь. И неизвестно, какой может больше эту жизнь отравить… Двоечник уверен, что ему и «барахтаться» бесполезно. А отличники всю жизнь лезут из кожи вон, чтобы оправдать ожидания окружающих и не уронить «знамя». А вот троечники, как правило, более устойчивы к возникновению комплексов – они свободны от «оценочной» зависимости.
Как избежать проблемы?
Все родители в глубине души мечтают, чтобы их любимое чадо хорошо училось, но для ребенка лучше, если хотя бы в семье от него не требуют пятерок.
Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство!
При переходе в среднюю школу меняется система требований, приходят новые педагоги и им не всегда удается запомнить всех детей по именам, не то что найти подходы к каждому! И если теперь бывший отличник «не тянет», не справляется, у него возникает серьезный внутренний конфликт. Избалованный сладким опытом успеха, снизить уровень своих притязаний такой ребенок уже не хочет, а быть и дальше «впереди планеты всей» – не может.
Психологи называют это тягостное, напряженное состояние «аффектом неадекватности». Такие дети часто становятся завистливыми, всеми силами стараются избегать «острых» ситуаций – например, «заболевают» перед контрольными и экзаменами.
Как избежать проблемы?
Не перехваливайте отличника, чтобы не выработать у него «комплекс завышенной самооценки». Всегда оценивайте только конкретный результат: «Ты хорошо подготовился к диктанту!» вместо «Да у тебя же абсолютная грамотность!».
Если аффект неадекватности уже сформировался, ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка негативными критическими заявлениями («Ты не умеешь», «Не знаешь», «Хуже всех») – надо найти ту область, где он действительно лучше, способнее других. Пережив реальный, а не воображаемый успех, ребенок будет более устойчив к критике, и это даст возможность постепенно привести уровень его притязаний в соответствие с возможностями.
Нет правды на земле
Возраст с 13 до 17 лет – самый «плодотворный» период для взращивания комплексов. Подростки любят «копаться» в себе и приписывать окружающим повышенное внимание к собственной персоне – по меткому замечанию американского психолога Д. Элкинда, подростку кажется, что он «живет на сцене». С 6–7-го класса самым значимым становится мнение сверстников. В этом возрасте ребенку очень важно «быть, как все», иметь то, что есть у всех, ездить туда, куда ездят все… Коллектив диктует все – от прически до марки мобильного телефона, и горе белым воронам, не имеющим возможности соответствовать. Детские переживания типа «у всех есть, а у меня нет» – мощный источник формирования различных комплексов, от боязни появляться в обществе не в том прикиде до буйной агрессии.
В отношениях с педагогами к 7–8-му классу на первое место выходит проблема учительской несправедливости. Каждая незаслуженная (с точки зрения подростка) отметка – неважно, хорошая или плохая, чужая или своя – это маленький камешек в фундамент мощного комплекса «искателя правды», уверенного, что кругом царит ложь и произвол.
Как избежать проблемы?
Действительно, учителя не всегда объективны, завышают или занижают отметки, но нужно научить ребенка не делать из этого трагедии и вывода, что «весь мир несправедлив».