Помните, как происходил переход с обычных DVD на HDTV? Сначала появились HD-видеомагнитофоны. До России этот формат почти не дошел, но самые продвинутые киноманы заказывали устройства и фильмы в американских интернет-магазинах. Была выпущена пара сотен фильмов в HD-формате, когда компании резко объявили о переходе на новые форматы носителей: Blu-Ray и HD-DVD, война форматов решила вопрос в пользу дисков Blu-Ray. Казалось бы, наступило счастье... Но не тут-то было! Смотреть было нечего, пара релизов в Америке и Европе, у нас ноль. Вот и крутили первопроходцы одни и те же фильмы еще какое-то время, пока наконец-то этот формат не стал по-настоящему массовым.
Хотите знать, как будет развиваться 3D-контент? Вы наверняка уже слышали о выходе нескольких трехмерных фильмов для домашнего просмотра: Monsters Vs Aliens («Монстры против пришельцев»), который будет продаваться в течение года эксклюзивно с очками Samsung, в июне выйдет Cloudy with a chance of meatballs («Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»), в сентябре - Open Season («Сезон охоты») и Monster House («Дом-монстр»). В планах до конца года еще 5 или 6 релизов, но у всех у них есть одно общее - это мультфильмы! Их легко перевести в 3D, и большинство из них уже демонстрировалось в этом формате в кинотеатрах. А как же настоящее кино?
Самый впечатляющий трехмерный фильм, показанный в кинотеатрах, «Аватар», выйдет на 3D-Blu-Ray только в следующем году! Перевести старые фильмы в новый формат невозможно! Вы спросите, как выпускают старые фильмы в HDTV? Их изначально снимали либо на пленке, разрешение которой гораздо выше DVD, либо в формате HD.
На чем смотреть?
Но все ли хорошо с аппаратурой для воспроизведения трехмерного кино? Технология формирования изображения на данный момент такова, что с Blu-Ray-плеера подаются по очереди изображения для левого и правого глаза. В телевизоре они отображаются также последовательно. Очки, поставляемые с аппаратурой, поочередно закрывают шторки левого и правого глаза, благодаря чему каждый глаз видит то, что ему предназначено.
К сожалению, это происходит не всегда достаточно быстро и во время быстрых перемещений на экране картинка может рассыпаться. К счачтью, эффект трехмерности формируется в нашем мозгу, и рассыпание картинки могут увидеть далеко не все. Другой недостаток современной технологии 3D проявляется у LCD-телевизоров. Как сам дисплей телевизора, так и очки основаны на матрице из жидких кристаллов с регулируемой прозрачностью. При прохождении света через ЖК возникает эффект поляризации. Это в принципе ничего не значит, пока вы просто смотрите телевизор. Но когда в системе появляются еще и ЖК-очки, становится возможной двойная поляризация. Эффект от нее легко увидеть, если во время просмотра наклонить голову вбок - в результате изображение сначала потемнеет, а при повороте головы на 90 градусов станет полностью невидимым - перед вами окажется черный экран. Разумеется, пострадают от этого только немногие любители смотреть кино лежа, но иметь в виду данную проблему все же стоит.
С плазменными панелями такого эффекта не наблюдается, поскольку точки на плазме светятся сами по себе и поляризации там никакой нет. В совокупности с высочайшей частотой обновления дисплея и гигантской контрастностью это делает плазму гораздо более интересной технологией для относительно бюджетной домашней 3D-системы. К сожалению, на сегодня лишь один производитель продолжает активно поставлять плазменные ТВ - это Panasonic. Тем не менее сегодня в продаже есть модели как среднего, так и высокого ценового сегмента - выбирайте по карману.
Ну и последнее - размер экрана. Мы настоятельно не рекомендуем смотреть 3D на экране менее 50 дюймов. Особенность формирования голографического изображения в нашем мозгу такова, что объекты, показываемые на экране отдельно для левого и правого глаза, для их объединения в единое целое должны находиться на достаточном друг от друга расстоянии. Чем меньше телевизор, тем меньше шансов увидеть трехмерную картинку, тем выше нагрузка на зрение.
Подводя итог, стоит признать, что технология объемного киноизображения, хоть и известна уже лет пятьдесят, пока не вышла из стадии раннего развития. Сегодняшние стандарты пока поддерживаются ограниченным числом устройств, и в недалеком будущем наверняка будут усовершенствованы для того, чтобы зрителю было более комфортно, картинка станет более качественной. Также стоит помнить, что переплата за новизну технологии крайне велика. Поэтому желательно набраться терпения и подождать с покупкой 3D-устройств хотя бы годик. Но если хочется вызвать у подружек восхищенное «вау» - наоборот, бегом в магазин! Через год будет уже поздно.