Участник: AIF.RU Ведущий конференций.
Дата и время пресс-конференции в пресс-центре «АиФ»: 24 сентября, 15:00
Во время пресс-конференции обсуждался проект Федерального закона «Об образовании».
Как утверждает Александр Дегтярев, документ сохраняет все достижения, которые накоплены к настоящему времени, но еще не были законодательно закреплены.
В частности, у каждого учебного заведения в обязательном порядке появится свой интернет сайт.
В сфере образования появится регулярный мониторинг, а сбор данных будет подлежать обнародованию. Также предлагается законодательно закрепить права и обязанности всех участников учебного процесса. Педагоги получат особый статус в обществе.
Есть и ряд нерешенных вопросов, о которых, в частности, будет заявлено на пресс-конференции.
Участники пресс-конференции:
- ДЕГТЯРЕВ Александр Николаевич, председатель комитета ГД по образованию;
- ИЛИНСКАЯ Юлия Владимировна, замдиректора правового Департамента Минобрнауки
- МАЙОРОВА Наталья Викторовна, первый проректор Московского государственного университета пищевых производств;
- ХРОМОВ Артем, руководитель Российского студенческого союза.
Фотоотчет пресс-конференции можете посмотреть здесь. (Фото: Алексей Смирнов/ АиФ).
Аудиозапись мероприятия можете прослушать здесь.
Новостной материал на основе данных пресс-конференци:
Дегтярёв: Госдума рассмотрит закон об образовании 16 октября
Полная расшифровка мероприятия:
Дегтярёв: Учитывая, что состав участников нашей встречи многообразный и профессиональный, думаю, что говорить обо всём я не буду. Скажу только о том, что послужило основой для этой встречи. Дело в том, что в начале августа, а точнее, 3 августа, в Госдуму поступил правительственный законопроект об образовании в РФ.
Он был размещён на сайте ГД и начал своё движение по законопроектной дорожной карте с начала сентября, с начала работы осенней сессии ГД РФ.
4 сентября он был рассмотрен на заседании профильного комитета, т. е. комитета по образованию. 10 сентября решением ГД он был, в соответствии с действующем регламентом, направлен в рассылку на 30 дней во все субъекты федерации и всем основным участникам законопроектной деятельности в нашей стране.
Естественно, он вывешен на сайте нашего комитета. Что послужило основой для создания этого масштабного и важного для нашей страны документа? Дело в том, что ныне действующий закон об образовании был принят в 1992 году. По сути дела, 20 лет тому назад. Но самое главное, что это было время перехода нашей страны, общества, экономики в новый формат.
Конечно, закон отвечал вызовам того времени. Он был достаточно прогрессивным, поскольку он учитывал новые реалии, которые начали развиваться и существовать в политической, социальной и экономической сфере. Также он учитывал то положение, которое занимает наше государство в мире и мировой системе образования. Прошло 2 десятилетия, реалии нашего дня вызвали потребность в серьёзных изменениях, свидетелями которых вы являетесь.
Эти изменения касаются и политики, и социальной сферы, и экономики, и конечно же, системы образования. Это главный мотив, который послужил основой для разработки данного документа. Хотя, если быть более точным, в начале 2000-х годов, в 2004-ом, было принято принципиальное решение о начале работы по подготовке нового законопроекта об образовании.
2005 год дал толчок этой работе, и лишь в 2009-ом эта работа приняла масштабный характер, и был запущен механизм работы над этим законопроектом в госструктурах. В первую очередь, за дело взялись разработчики из Минобразования и науки РФ.
В 2010-ом году первая версия законопроекта увидела свет. Она начала обсуждаться в обществе. За эти 2 года из разных сфер, из разных слоёв нашего общества, из профессиональной среды, от простых граждан, родителей, учащихся, профессоров, чиновников поступило свыше 12 000 предложений в этот законопроект.
То есть беспрецедентный формат обсуждения этого законопроекта в обществе сам по себе отражает его важность для нас, и мы, законодатели, сегодня имеем 9-ую, по сути дела, версию этого документа. Но предела совершенству нет, и все законопроектные процедуры, предусматриваемые регламентом, также предполагают дальнейшую работу над этим документом.
Именно поэтому он сегодня в рассылке, именно поэтому после первого чтения, которое мы рассчитываем провести, скорее всего, 16-го октября, над этим законопроектом будут работать и депутаты ГД с точки зрения внесения дополнений и поправок к этому законопроекту. А потом последуют второе и третье чтение, когда документ уже получит законную силу и начнётся его жизненный цикл.
О том, что жизненный цикл у такого важного документа, очевидно, немалый, свидетельствует тот факт, что, как я уже сказал, прежний закон был принят в 92-ом году. В 96-ом году был принят дополнительный закон о высшем и послевузовском образовании, поскольку норма закона 92-го года не охватила целый ряд проблем, касающихся системы высшего профессионального образования.
Надо сказать, что эта историческая преемственность, 20-летний цикл, идёт с более ранних времен. Дело в том, что предшествует закону 92-го года «Закон о народном образовании в СССР», который был принят в 1974 году. Таким образом, 20–22 года, мы считаем до четверти века, – что называется, срок жизни такого масштабного закона, ибо он охватывает все сферы деятельности нашего общества, имеющие отношение к образованию. И по сути дела, он формирует то институциональное поле, в котором все участники этого процесса – государство, общество и личность – как бы реализуют свои полномочия, возможности в плане реализации всех норм, касающихся системы образования.
Я, прежде чем предоставить слово моим коллегам, хотел бы сказать, что в нём очень много новаций.
Ведущий: Можно чуть-чуть поподробней о них? Поговорим о тех достижениях, которые за 20 лет мы можем закрепить законодательно.
Дегтярёв: Хорошо. Очень важно в этой преамбуле показать, насколько важен этот документ. И естественно, эти 20 лет не прошли даром. Новый закон об образовании как бы впитывает в себя всё то, что уже жизнь сама выдвинула на повестку дня. Надо сказать, что одной из новаций закона является закрепления норм, которые мы в феврале приняли отдельным законодательным актом, касающихся электронного обучения.
Всем известно, что во всех университетах, даже в колледжах и школах сегодня есть бесконтактные формы обучения с электронными учебниками, дистанционное образование и т. д. Но всё это было не легитимно. Сегодня эти нормы закона становятся едиными для всего образовательного пространства.
Мы сегодня вводим отдельной нормой закона требования и обязательства государства относительно образовательных учреждений, которые будут называться «образовательными организациями»; требования, касающиеся образования детей с ограниченными возможностями здоровья. То есть инклюзивное образование. Это то, что сегодня витает в воздухе. Есть серьёзная потребность у общества, и мы эти вещи вводим как обязательную норму закона.
В этом законе описываются также специфические условия образования в учебных заведениях, где готовятся специалисты для таких специфических отраслей, как медицина, авиация, транспортная инфраструктура, военные вузы и т. д. То, чего не было в прежних законах, а жизнь этого требует. В этом законопроекте прописаны достаточно чётко, как нам представляется, требования к образовательным организациям по обеспечению качества образования и нормы ответственности за невыполнение этих требований.
Там прописаны требования, которые мы как государство предъявляем к образовательным организациям по формированию всей инфраструктуры образовательного учреждения, требования к педагогам, обучающимся, к родителям. Словом, эти вещи все очень важны.
Как ответ на вызов времени, в этом законе прописано участие институтов гражданского общества в реализации образовательной политики. Мало того что мы, общественные и государственные деятели, не просто допускаем общество в образовательное учреждение, мы обязываем учебное заведение, как мы здесь пишем, сделаться открытым и всю свою деятельность вывесить в Интернете для того, чтобы общество могло знакомиться со всеми направлениями деятельности образовательных учреждений.
Ведущий: Другими словами, то есть…
Дегтярёв: Общественно-профессиональная аккредитация деятельности учреждений образования. Это и есть ответы на вызовы времени. Очень много таких вещей, которые отличают новый закон от прежних законодательных актов. При сохранении, конечно, традиционных фундаментальных принципов организации образовательной деятельности, то есть бесплатности образования дошкольного, школьного, всех трёх его ступеней, а также конкурсной основы в профессиональном образовании в высшей школе. Это то, что закреплено Конституцией, соответствующей статьёй 43.
Ведущий: Благодарю за вступительное слово. Мы с вами ещё поговорим подробней о прозрачности учебного процесса. Как и для кого это будет прозрачно. Каким образом общество будет влиять на учебный процесс или следить за ним. С вашего позволения, я предоставлю слово Юлии Владимировне.
Илинская: Я бы дополнила Александра Николаевича с точки зрения тех новаций, которые предлагаются законопроектом, которые в настоящее время рассматриваются ГД.
Как представляется, одним из важнейших положений законопроекта являются нормы, закрепляющие правовой статус всех участников образовательного процесса. Отдельные главы законопроекта посвящены правам, обязанностям, ответственности образовательных организаций, педагогических работников, обучающихся и их родителей. Эти нормы впервые нашли комплексное правовое регулирование в этом законопроекте.
Достаточно большое количество норм законопроекта посвящены и оценке качества, и обеспечению открытости образования для родителей и самих обучающихся. Это не только требования по ведению сайтов и размещению информации о деятельности образовательного учреждения в доступных местах: и на сайте, и в помещениях образовательного учреждения, – но это и участие обучающегося, его родителей и педагогических работников в разработке локальных актов образовательного учреждения. Мы ввели обязательные требования, которые касаются привлечения этих участников образовательного процесса к разработке и принятию соответствующих актов, которые будут регулировать вопросы промежуточной аттестации, распорядка в образовательной организации и многие другие вопросы.
Много внимания мы уделили статусу педагогического работника. Закреплена норма о том, что государством признаётся особый статус педагогических работников в обществе, закреплён ряд мер социальной поддержки для педагогических работников. Это касается и обеспечения необходимого уровня оплаты труда, и тех трудовых гарантий, которые обусловлены спецификой именно педагогической деятельности.
Мне кажется, эти нормы являются в том числе приоритетными.
Ведущий: Благодарю вас. Мы ещё подробней поговорим о правах и обязанностях и особом статусе. Наталья Викторовна, давайте постараемся отойти от вузов и поговорить об общей школе, в общем. О плюсах и минусах высшей школы. Что сейчас законодательно не было закреплено.
Майорова: В лице Юлии Владимировны разрешите поздравить министерство с выходом данного законопроекта и входом его в правительство. На самом деле это величайший труд, который был сделан несмотря на все реорганизации, которые произошли в министерстве образования начиная с 2010 года.
Юлия Владимировна на себя взяла эту смелость. С начала реорганизации не выпускать из виду все поправки в этот законопроект, держать его около себя, вносить постоянно, ездить на все комиссии, и этот документ состоялся. Честь и хвала.
Для нас актуальным является целевой приём. Для всех вузов. В связи с тем, что как наш вуз, так и другие отраслевые вузы готовят специалистов – инженеров и технологов, – данное образование стало дорогим, если можно так сказать. Контрольных цифр выделяется на него не такое большое количество, поэтому практически все вузы заинтересованы в целевом приёме. Проблема состоит в том, что не все предприятия имеют такие возможности – оплачивать данный целевой приём.
В данный момент мы от этого законопроекта ожидаем прописанность этих статей. Кроме того, хорошо в законопроекте прописано образование для лиц с ограниченными возможностями. Причём уже по группам – слабослышащие, слабовидящие, чего у нас раньше не было никогда.
Это даст возможность вузам просить у своих учредителей средства на обслуживание данной группы населения. То новое, что ввели, чего не было в старом законе, – это ст. 86, которая разграничила особенности образовательных программ. Как в оборонно-промышленном комплексе и медицине, так и в культуре. Что важно, потому что всё имеет свои особенности.
Ведущий: Артём, у вас есть какие-то подготовленные предложения?
Хромов: Хочу сказать, что, безусловно, закон об образовании нужно принимать. Его очень долго ждали. Долго готовили. Новый закон об образовании гораздо лучше первого варианта, который был представлен на суд общественности. Многие инициативы и поправки были учтены.
Однако многие предложения остались за рамками. Я хотел бы некоторые идеи озвучить.
Сегодня одной из важных проблем, которая обсуждается в обществе, является сокращение учебных заведений. Планируется их реорганизация: 20 % вузов и 30–35 % филиалов учебных заведений. Это очень сильно скажется на образовательном потенциале, поэтому нам кажется, что необходимо прописать определённые функции и полномочия, права и обязанности участников этого процесса.
Мы считаем, что в принципе, будет логично, если объединение не будет происходить в случае, когда большинство педагогов и студентов не согласны с этим решением. Также мы считаем разумным, если будут закреплены права студентов, например, не будет повышаться стоимость обучения, не будет понижаться стипендия, не будут ухудшаться условия и стоимость проживания в общежитиях. И будут гарантированы права педагогов. Это очень важно.
Второй пункт, который нам кажется очень важным, – это демократизация образовательного процесса. Например, на текущий момент ректоры МГУ, СПБГУ и федеральных государственных университетов не назначаются. Недавно в СМИ фигурировала информация (она не нашла точного подтверждения) о том, что ректоры других учебных заведений также могут быть не назначаемы. Нам кажется, что надо прописать, что ректоры являются людьми, которые избираются внутри коллективом учебного заведения. Например, сегодня мы ушли от принципа назначения губернаторов и перешли на принцип избрания. Логично, если ректорский состав также будет избираться.
Третье. В законе говорится, что управление образовательной организацией строится на основе принципов коллегиальности самоуправления, но в документе прописано, что можно создавать учебно-цирковые манежи и танцевальные студии, а вот права, например, органа студенческого самоуправления никак не прописаны.
Мы давно уже разработали по аналогам западных стран закон о студенческом самоуправлении, который даёт контрольные функции студенчеству. Например, контролировать распределение стипендиального фонда, влиять на вселение и выселение из общежития, перевод с платного на бесплатные места. Проведение, в том числе, тендеров компаний, которые обеспечивают качество питания и которые занимаются доступом к сети Интернет. Нам кажется это тоже важным.
Ещё один важный вопрос связан с повышением стоимости обучения для студентов контрактной формы обучения. Дело в том, что сегодня чётко эта шкала никак не закреплена. Поэтому вузы повышают стоимость в зависимости от инфляции. Но некоторые учебные заведения увеличивают стоимость гораздо больше. Например, в МГУ чётко прописано, что контрактник, когда он заключает договор, не будет платить больше, нежели по изначально заключённому отношению. Сам Садовничий, я помню, во время кризиса предложил эту систему унифицировать. Нам кажется, что можно было бы закрепить более либеральный вариант, например, ограничивать рамки повышения стоимости обучения.
Ещё одна проблема связана с лицензированием и аккредитацией вузов. Например, когда отзывают гос. аккредитацию, учебное заведение даёт диплом об окончании вуза уже не гос. образца. Таким образом, студент вынужден заканчивать учебное заведение с дипломом просто образовательного учреждения, которое имеет лицензию на ведение образовательной деятельности. Чтобы было понятно: он не может устроиться во многие гос. учреждения, во многие компании.
Но за это ни вуз, ни государство не несут ответственности. Нам кажется правильным, если будет гарантировано, что студенту либо возвращаются деньги, либо обеспечивается перевод в другое учебное заведение с оплатой обучения.
Ещё важная проблема связана с общежитиями. В старом законе, в действующем законе об образовании написано, что плата за проживание не может превышать 5 % от стипендии студента. Причём не прописано, касается ли это контрактников или бюджетников. В ряде вузов 5 % действуют и для тех, и для других категорий студенчества. В большинстве учебных заведений контрактники платят больше. В новом законе об образовании предлагается, чтобы контрактники платили больше. Мы с этим не совсем согласны. Ведь мы не делаем различия при оплате проезда в общественном транспорте для контрактников и бюджетников. Мы не делаем различия между ними по стоимости питания.
Нам кажется, что не надо допускать этого расслоения, потому что это нагнетает обстановку. У нас зачастую ребята, которые обучаются на контрактной форме обучения, грубо говоря (они открыто это пишут), считают себя людьми второго сорта. Это не так. Нам кажется, здесь не надо нагнетать обстановку. Знаете, нам очень понравилась социальная инициатива властей Санкт-Петербурга. В 2012 году уже новый губернатор выпустил приказ, в котором ограничена стоимость питания в вузах.
Мы знаем, что в ГД, в Совете Федерации цены гораздо ниже, чем в вузах. Что в вузах стоимость питания примерно равна цене ланча в ресторанах. Всё-таки в этом направлении нужно двигаться, учитывая, что у студентов не так много материальных средств, чтобы получить качественный обед.
Это те социальные инициативы, которые, как нам кажется, могут найти закрепление в новом законопроекте. Спасибо.
Вопрос журналиста о том, что поступило более 12 000 предложений. Сколько из них может оказаться учтено? Как изменятся учебные планы? Как изменится зарплата учителя?
Илинская: У нас только 10 000 предложений поступило в рамках обсуждения на сайте законопроект2010.ру. После этого мы много обсуждали законопроектов в публичном пространстве. Я бы сказала, что было учтена значительная часть предложений. Я поясню. Многие предложения касались достаточно похожих вопросов. Это, в основном, были взаимные права и обязанности обучающихся, педагогических работников образовательных учреждений и родителей.
Очень часто эти вопросы затрагивались в рамках общественного обсуждения. Безусловно, много было предложений, касающихся статуса педагогических работников. Эти нормы были сильно переработаны по результатам общественного обсуждения. Я бы хотела сказать, что у нас было активное обсуждение законопроекта в рамках августовских педсоветов, которые проводятся в субъектах РФ, и там затрагивались вопросы и уровня образования, и статуса участников образовательного процесса.
Очень многое мы учли. Я бы сказала, что значительную часть.
Дегтярёв: Возьмите проекты закона 2010-го года, 2009-го и сегодняшний. Это небо и земля. И вы поймёте, что действительно было много сделано полезного.
Илинская: Второй вопрос по поводу общего образования. Я бы сказала, что мы постарались все те нормы, которые имеются в действующем законе, дополнить определёнными механизмами. Например, когда речь идёт о том, что родители выбирают форму обучения ребёнка в семье: каким образом они уведомляют об этом орган местного самоуправления, отвечающий за образование, образовательную организацию? Каким образом строятся их отношения с этой организацией? Это, например, то, что касается местного самоуправления.
Упорядочены нормы, касающиеся дошкольного образования и начального общего образования. Потому что в рамках действующего закона эти виды образования выпали из общей системы. В законопроекте они выстроены как единая система общего образования. И будут установлены стандарты дошкольного образования и начального общего, как и сейчас, только дополнительно будет стандарт дошкольного образования.
При этом хочу обратить внимание на то, что утверждение стандарта не приведёт к проведению итоговой аттестации среди обучающихся дошкольных образовательных учреждений. Это наиболее популярный вопрос, который задаётся. Я надеюсь, что мы эти нормы сможем дополнительно уточнить в рамках рассмотрения законопроекта в Думе.
Я уже сказала о том, что нормы, касающиеся оплаты труда, нашли отражение в законопроекте. Но они касаются всей системы образования, не только, например, общего образования. В этой части для всех педагогических работников устанавливаются гарантии по оплате труда. Соответственно, сохранены все те нормы, которые касаются продолжительности рабочего времени и нагрузки педагогических работников. Все эти нормы имеются в законопроекте. Мы не снижаем достигнутый уровень поддержки для педагогических работников. Мы стараемся только его улучшить.
Ведущий: Александр Николаевич, расскажите о прозрачности учебного процесса. Как Интернет, как сайт каждого учебного заведения сделает работу школы более прозрачной перед обществом?
Дегтярёв: Мы живём в открытом обществе. И всё, что касается персональных данных, сегодня, мы считаем, значительная часть общества считает необходимым для себя знать. Тем более, когда речь идёт об образовании и воспитании детей, которые проходят свой жизненный путь через школу, университет. Естественной стала потребность в той информационной среде, где можно легко познакомиться с деятельностью образовательного учреждения, того педагогического коллектива, где ребёнок находится.
Это была исходная позиция, которая была заложена в основу нормы закона. Что происходит на самом деле? Образовательное учреждение (это я знаю и по опыту своей работы в университете, и по опыту коллег, которые сегодня работают) не всегда готово к полной открытости своей деятельности для общества. Одни – в силу понимания всей ответственности перед обществом. Другие – в силу того, что определённые обстоятельства сковывают их открытость в работе.
Приведу простой пример. Университет проводит некую собственную кадровую политику, которая нацелена на привлечение ведущих педагогов. Скажем, это регион, где не очень большое количество вузов и при этом, естественно, что приглашение крупных университетских учёных из столицы или из-за рубежа – это достаточно накладное дело, и не всегда те гранты, которые есть у министерства образования и науки, удаётся выиграть. Там эта процедура идёт на конкурсной основе.
Вуз формирует собственный фонд для этого гранта и приглашает на работу профессоров из соседних университетов. Естественно, предлагая им лучшие условия, связанные с оплатой, или какие-то социальные пакеты. Эта информация становится доступной всем. Понимаете? Конечно, это становится предметов обсуждения и, по сути дела, основой для конкуренции.
Я считаю, что эта норма вызовет усиление конкурентности среди образовательных учреждений. А учитывая то, что нам предстоит процедура оптимизации сети образовательных учреждений высшего профессионального образования, эта конкуренция усилится ещё в большей степени.
Все механизмы интеграции тоже будут предметом всеобщего обозрения. Думаю, что это будут непростые процессы. Через это нужно пройти. Это моё личное глубокое убеждение, потому что если говорить и рассуждать об этом с государственных позиций – а я так не могу, – то это просто необходимо.
Вопрос журналиста о субсидиях в частные образовательные учреждения. Какие цели это преследовало?
Дегтярёв: Вы знаете, весной мы приняли закон, который предусматривает направление субсидий из разных бюджетов бюджетной системы РФ в образовательные учреждения дошкольного и школьного уровня различных форм собственности, в том числе и в частные. Для чего это сделано? Для того, чтобы: а) сделать конкурентную среду нормальной. Такой, какой она должна быть. Целью работы которой является повышение качества образования. б) мы достигли здесь социального эффекта тем, что снизили нагрузку на родителей, которые оплачивают в частных школах и детских садах образование своего ребенка.
Эту часть затрат государство взяло на себя. Ценно и то, что инвесторы – собственно говоря, хозяева этих частных общеобразовательных школ и детских садов, видя, что государство целенаправленно ведёт работы по оказанию реальной финансовой поддержки в развитии их образовательного бизнеса, направляют дополнительные инвестиции в эту систему. Что нам и нужно было.
Дело в том, что не секрет, что сегодня около полутора миллионов детей дошкольного возраста не имеют возможности получить места в детских садах. Мы тем самым увеличиваем возможность инвестиций в развитие инфраструктуры дошкольного образования.
Вопрос журналиста о том, что если полтора миллиона детей не могут попасть в сад, родители же могут потребовать соблюдения их права. Как с этим быть?
Дегтярёв: И будут правы. Сегодня очень многое делается, миллиарды направляются на развитие сети ДОУ. Приведу маленький пример. Возьмите Башкирию. В прошлом году путём реконструкции зданий и помещений, которые ранее принадлежали муниципальной системе дошкольных учреждений, появилось 10 000 новых мест. И построили новых детских садов ещё на 10 000 мест. 20 000 детей получили только в 2011-ом году места в детских садах. Это один из регионов. Я думаю, что подобные масштабные работы ведутся везде. Есть госполитика, направленная на это. Плюс частные инвестиции. Конечно, не в одночасье это произойдёт. Но государство берёт на себя обязательства, гарантирует предоставление этих мест.
Ведь в результате чего возникла проблема? Это дети бейби-бума. Это то, что мы с вами сделали всем нашим государством в плане реализации активной соцполитики. То есть появилась уверенность в завтрашнем дне – и стало появляться больше детей. Это здорово. Но то, что мы не успеваем за этим процессом в плане строительства детских садов, – это не здорово. И сегодня государство серьёзно озабочено этой проблемой. Конечно, в этом направлении делается немало.
Илинская: Если поближе к законопроекту, то там, помимо того, о чём Александр Николаевич сказал, мы расширяем возможности получения дошкольного образования не только в дошкольных образовательных организациях (ДОУ). В настоящее время пользуется популярностью получение дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях, когда открывается группа для детей старшего дошкольного возраста. Родители не всегда хотят отдавать детей в детский сад на полный день. В настоящее время такая практика становится распространённой.
Кроме того, можно будет получить дошкольное образование и в учреждениях дополнительного образования детей. Это центры развития ребёнка, дворцы творчества и сама семья, безусловно. Мы обязали органы местного самоуправления оказывать консультативную методическую поддержку родителям, которые обеспечивают получение дошкольного образования детьми в семье. Более подробно: мы урегулировали вопросы реализации дошкольных образовательных программ индивидуальными предпринимателями. Эта сфера, мне кажется, должна получить определённое развитие.
Дегтярёв: Субсидии. Из разных сфер бюджетной системы РФ.
Илинская: Да. Мне кажется, постепенно в этой части эта сфера будет развиваться при наличии достаточных правовых механизмов и в законопроекте, и в других нормативно-правовых актах. Мы постепенно обеспечим доступность дошкольного образования каждому ребёнку.
Ведущий: Юлия Владимировна, расскажите о правах и обязанностях участников учебного процесса. И об особом статусе в обществе.
Илинская: Здесь нужно говорить о правовом статусе и образовательных организаций, и обучающихся, и педагогических работников. В законопроекте сохраняется автономия и академическая самостоятельность образовательных учреждений. Подробно определена компетенция образовательной организации. Она полностью самостоятельна в организации образовательного процесса, в финансово-экономической деятельности. Большие права предоставлены обучающимся и педагогическим работникам в управлении образовательной организацией.
Комментарии к выступлению Артёма. В части предложений по определению функций студенческого самоуправления мы многое в законопроекте предусмотрели, и в том числе, по участию органов студенческого самоуправления в определении стипендиального фонда, в стипендиальных комиссиях, в дисциплинарных расследованиях, которые проводятся в отношении обучающихся. По поводу общежития я думаю, что нам надо совместно поработать в этой части.
Кроме того, мы предусмотрели права обучающихся и обязанности образовательных организаций и их учредителей в случае ликвидации образовательной организации, лишения её государственной аккредитации или аннулирования лицензий. В этом случае императивные обязанности для учредителя и самой образовательной организации – обеспечить перевод учащегося на аналогичную образовательную программу с учётом мнения родителей, в случае если речь идёт об общем образовании, или самих обучающихся, когда речь идёт о профессиональном образовании. Мне кажется, это очень важные нормы, которые нашли отражение в законопроекте. Они будут способствовать снижению негативной реакции на возможные последствия оптимизации сети вузов в том числе.
Что касается педагогических работников и их особого правового статуса, здесь в законопроекте представлено комплексное регулирование. Подробно урегулированы академические права педагогических работников по использованию ими в образовательном процессе тех методик и технологий, которые они считают наиболее эффективными.
Дегтярёв: То есть недопустимость вмешательства в эти методики со стороны государства.
Илинская: Это и их трудовые права, и меры социальной поддержки, которые в настоящее время оказываются государством педагогическим работникам. Это обязанности педагогических работников и их ответственность. Мы также урегулировали вопросы аттестации педагогических работников. В действующем законе существует правовой пробел в отношении проведения аттестации педагогических работников негосударственных образовательных учреждений и других учреждений, которые ведут образовательную деятельность, но по своему статусу не являются образовательными. В настоящее время закон не предполагает распространения на них того порядка, который установлен в отношении работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. В этом смысле они сейчас находятся в несколько ущемленном положении.
Законопроектом решается эта проблема, устанавливается единый порядок аттестации для всех педагогических работников, и это будет способствовать защите их прав как при установлении квалификационных категорий, так и при переводе из одного образовательного учреждения в другое, при приёме на работу.
Ведущий: Артём, вам есть что сказать?
Хромов: Дело в том, что есть стипендия, которую получают студенты, аспиранты. А есть стипендиальный фонд, который выделяется образовательным учреждением и который уже распределяется среди студентов за участие в научной, образовательной деятельности, за спортивные достижения.
В законе прописано, что студенчество принимает участие в его распределении. Мы как раз предлагаем более радикальный способ контроля над этими средствами, а именно – контрольная функция. То есть без подписи председателя эти деньги не будут распределены. А если распределение не устроит студенчество, то у председателя будут явно большие проблемы. Просто эта идея у нас родилась не из-за желания передать всё студентам, чтобы они не учились, а кого-то контролировали, а исходя из жалоб, которые, возможно, поступали в министерство образования, когда во многих вузах деньги распределили, а студенты не поняли, за что кому-то они достались, а кому-то нет.
Ведущий: Мне кажется, этот вопрос решится с открытостью?
Хромов: Даже пример один был интересный. За публикации в ваковских журналах давали надбавки, а за публикации в международных журналах не давали. Какое-то очень странное стимулирование научной деятельности у нас. Эти критерии явно надо прописывать.
Дегтярёв: Артём, студенты являются участниками процесса управления в университете, и в нынешнем законе их права не ущемлены, а в новом – тем более дополнены, поскольку они являются полноправными членами учёного совета каждого университета и обладают правом, что называется, законодательной инициативы в рамках своего вузовского парламента.
Никто этих прав не ущемлял. Они абсолютно одинаковые. И у профессора, и у студента. Другое дело, что студент не всегда этим активно пользуется. Но вопрос студенческого самоуправления на самом деле – вопрос не праздный. Мне хорошо известно, что во многих университетах студенты, занимая активную позицию, решают очень многие проблемы. У них есть чему поучиться студентам других университетов.
Но есть вузы, где это всё как болото. Оно формально существует, и студсоветы существуют, и различные студенческие комиссии, но работы нет никакой. Могу сказать, что многолетние попытки привлечь студентов к активной жизненной позиции в плане, например, возрождения студенческих строительных отрядов (что было бы важным показателем гражданской позиции), и вообще, участия во многих делах, практически ни к чему не приводят. Единицы из наших сотен университетов можно привести, где это развивается или возрождается. Распределить, поделить, проконтролировать – это самое простое. Никто не мешает это делать и сегодня. Но отвечает за всё ректор. Потому что принцип единоначалия в системе высшего профессионального образования никто не отменял. Перед государством, обществом, перед совестью и перед богом отвечает ректор. С него весь спрос. У государства, у общества, у студенчества.
А сегодня подавляющее большинство наших ректоров – это открытые и достаточно демократичные люди. Почти у каждого из них есть собственный блог или страничка на сайте университета, где можно с него, что называется, спросить за всё. Нет сегодня никаких проблем в этом плане. И тем более, стипендиальный фонд – это святое. Ни у кого на моей памяти, за более чем 20-летний опыт работы ректором, никогда не было ни единого случая, чтобы кто-то мог посягнуть на святая святых – студенческий стипендиальный фонд.
Вопрос журналиста: какие шансы увидеть в третьем чтении законопроекта положения об отмене назначения ректоров свыше?
Дегтярёв: А никто не собирается это отменять. В новом проекте закона это есть, и как мне представляется, ни у кого нет шансов изменить эту норму. То есть процедуру назначения ректора. Очень немногие инициаторы этой идеи есть.
Хромов: А МГУ? СПбГУ?
Дегтярев: Это особый статус. Это национальные университеты особого статуса, по каждому из которых есть отдельный указ президента. И ФЗ, отдельно определяющий их статус и пределы их деятельности.
Хочу сказать, что именно так должно быть. Потому что это два университета, которые являются олицетворением исторических традиций в системе российского образования, и научные школы, которые там культивируются, дают пример не только российскому образованию и науке, но и мировому сообществу.
Думаю, что именно так должен быть определён их статус. Ещё никто не поколебал эти принципы. Безусловно, президент страны, определяя руководителя, ректоров этих университетов, опирается на всё это и назначает самого достойного.
Ведущий: Мне остаётся только попрощаться с посетителями сайта «АиФ». Спасибо спикерам за то, что нашли для нас время. Всего доброго!
Пресс-конференции «АиФ» проходят по адресу: ул. Мясницкая, дом 42 (ст. м. «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»).
Аккредитация на мероприятия пресс-центра «АиФ» и дополнительная информация с 09:00 до 18:00 по тел.: +7 (495) 252 02 90, +7 (926) 211-45-172