Участник: AIF.RU Ведущий конференций.
Во вторник, 13 июля в 13:00 в пресс-центре «АиФ» (ул. Мясницкая, д. 42, ст. м. «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар») состоялся круглый стол по теме:
«Предоставление жилья детям-сиротам, выпускникам сиротских учреждений»
Круг вопросов мероприятия:
- О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учреждений в жилищной сфере;
- Аспекты адаптации к самостоятельному проживанию выпускников сиротских учреждений, получивших жилые помещения из жилищного фонда города Москвы;
- О содержании и практике разрешения наиболее типичных и острых вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учреждений, в жилищной сфере;
- О целях, задачах и складывающейся практике по выселению лиц, лишенных родительских прав из занимаемых ими жилых помещений. А также о воспитательном значении такой проводимой работы для родителей, которые потенциально могут быть лишены родительских прав;
- О взаимодействии отраслевых, функциональных и территориальных органов Москвы с органами опеки и попечительства
В круглом столе приняли участие:
- Николай Викторович ФЕДОСЕЕВ - Первый заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;
- Степан Владимирович ОРЛОВ - Депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике;
- Ирина Юрьевна БАЛЬЗАМОВА - Генеральный директор ГУП «Моссоцгарантия»;
- Евгений Абрамович БУНИМОВИЧ - Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве;
- Нина Васильевна АРТАМОНОВА - Заместитель начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры города Москвы;
- Людмила Ивановна ГУСЕВА - Руководитель Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Дополнительная информация по телефонам.: +7 (495) 252 02 90, +7 (926) 211-45-172.
Николай Викторович Федосеев: Наш сегодняшний круглый стол - не отчет правительства, Департамента жилищной политики о высоких результатах в обеспечении детей-сирот. Я бы, прежде всего, обозначил предлагаемую тематику обсуждения, как проблемы, существующие с обеспечением детей-сирот, выпускников детских сиротских учреждений жилыми помещениями и проблема законодательства РФ по этой тематике. Основным законом является Конституция РФ, статья 40 которой гласит, каждый имеет право на жилище. Малоимущим и иным, указанным в Законе гражданам, жилые помещения предоставляются государством из муниципального жилищного фонда бесплатно либо за доступную плату. Жилищный кодекс РФ регулирует ряд вопросов по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот. Статья 57 часть 2 ЖК РФ гласит, что вне очереди по договорам социального найма предоставляются жилые помещения детям-сиротам, выпускникам детских сиротских учреждений.
Помимо всего, есть еще 91 статья часть 2 ЖК, в соответствии с которой бывшие родители, лишенные родительских прав, должны выселяться из тех квартир, в которых они проживали с этими детьми без предоставления жилого помещения. Я не первый год занимаюсь проблемами жилищной политики. Мы видим, что договор социального найма – это, по нашему мнению, абсолютно не тот вид договора, по которому должны обеспечиваться дети-сироты, выпускники детских сиротских учреждений. 18 лет исполнилось молодому человеку, все эти годы он провел на полном государственном обеспечении, где его кормили, одевали, воспитывали. Эти дети очень плохо представляют, что такое собственная квартира. Они не имеют понятия о правилах общежития в многоквартирных домах. Они не понимают, что такое ответственность нанимателя, собственника, что такое приватизация жилого помещения, и какую ответственность она накладывает на человека, который решил получить квартиру в собственность. Тем более, они не имеют представления о тех криминальных структурах, которые не против отнять у них квартиры.
До 2000 года в городе Москве жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма. В 1999 году мы провели исследование, как использовались эти жилые помещения. 50% было выявлено нецелевого использования этих квартир, из них 25% - случаи, когда не смогли, в том числе с привлечением правоохранительных органов, найти детей-сирот. Именно тогда Правительством Москвы было принято решение изменить вид договора на договор безвозмездного пользования. Он заключается на 5 лет, в течение которых квартиру нельзя приватизировать, соответственно, ее нельзя передать продать, подарить, поменять. Она остается в специализированном жилищном фонде Москвы, и ребенок ничего с ней не может сделать, она ему дается только для проживания. К сожалению, разработчики ЖК и законодатели этот опыт не учли. Понятно, что самое дорогое жилье РФ находится в Москве. Но и в других регионах есть проблемы. Например, в Свердловской области до 70% квартир, которые получают дети-сироты, в течение первых лет обманным путем у них изымаются. Необходимо срочно менять положение 57 статьи части 2 ЖК, раз уж Государственная Дума приняла решение о продлении срока бесплатной приватизации.
Когда лишают горе-родителей родительских прав по решению суда, они остаются проживать в этих квартирах, которые когда-то предоставлялись им с учетом этих самых детей, и в ЖК прописана максимальная жесткая мера – выселение без предоставления жилого помещения. Но эта норма ФЗ не работает. Я встречался с судьями московских судов, они говорят, что не будут применять эту норму закона, потому что она противоречит статье 40 Конституции РФ. Что получается? Есть квартира, ребенка государство забирает в детский дом, школу-интернат на полное государственное обеспечение и создает тепличные условия для продолжения социального образа жизни бывшим родителям. По истечении 10-15 лет после отнятия ребенка и помещения его в детское сиротское учреждение, несмотря на то, что записано закрепить жилое помещение за сиротой по достижению 18-летнего возраста, возврат его в эту квартиру, где проживают алкоголики, наркоманы, невозможно. Но с одной стороны 91 статья часть 2 не работает. С другой стороны, субъекты РФ, муниципалитет, органы исполнительной власти города Москвы вынуждены ежегодно около 500 квартир выделять для обеспечения детей-сирот, несмотря на то, что за ними закреплены те жилые помещения, из которых они забирались в детский дом. Поговорив с судьями, мы пришли к выводу, что город Москва должен подправить практику. Сейчас мы предлагаем судам при рассмотрении вопросов о лишении родительских прав и невозможности совместного проживания детей с родителями предоставлять лицам, лишенным родительских прав, жилые помещения, исходя из норм общежития. Если оба родителя лишаются родительских прав, им должно предоставляться изолированное жилое помещение - это комната в коммунальной квартире или доме коридорной системы. Мы впервые начали эту работу в прошлом году. Сейчас мы только нарабатываем практику. Проблемы есть: очень часто нам суды отказывают в рассмотрении наших исков, которые мы подавать не можем, их могут подавать органы опеки и попечительства и прокуратура. Мы стараемся с этими органами совместно выступать в судах в качестве третьего лица. Мы просим при рассмотрении вопросов о лишении родительских прав сразу выселять лиц, лишенных родительских прав, либо уже при помещении ребенка в сиротское учреждение рассматривать вопрос о невозможности совместного проживания и выселении этих граждан из этих жилых помещений. Здесь есть негативная практика. Всего мы выявили 30 таких случаев. Мы пождали совместно с органами опеки и попечительства 21 иск, из которых положительные решения приняты только по 3 искам. На эти положительные решения о выселении уже 5 отказов. Что это за отказы? Судьи рассматривают это очень формально. Ребенок уже помещен в сиротское учреждение, нет факта совместного проживания, поэтому нет оснований, по мнению судей, выселять этих родителей. Пусть они 15 лет проживают в этих квартирах. При этом, когда ребенку исполняется 18 лет, мы смотрим можно ли ребенка обратно туда вселить, и получается, что нельзя, так как родители продолжают вести асоциальный образ жизни. Но при этом судьи говорят, что ребенка 15 лет в этой квартире не было, предлагают их туда вселить, посмотреть год, и принять окончательное решение. Но, с моей точки зрения, это зверство, помещать его в ту среду, из которой государство его забрало. Эти факты показывают, что проблема не решена. Но решить ее в отдельно взятом городе сегодня невозможно. Это проблема нашей страны, государства, Федерального Законодательства.
Ирина Юрьевна Бальзамова: Подведем итоги. С 2000 года выделяются ребятам квартиры по новой схеме. В начале 90-х годов большое количество детей, которые явились московскими бомжами, были дети, потерявшие жилье. Я стояла у истоков создания Постановления 897 Правительства Москвы об обеспечении жилье детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Достаточно тяжело рождалось это Постановление. Когда мы начали по нему работать, выяснилось, что Моссоцгарантия явилась уполномоченной организацией по обеспечению жильем детей по договорам безвозмездного пользования. За прошедший период поменялась схема предоставления такого жилья. Почему выбрана именно Моссоцгарантия? Два аспекта послужили для решения этого вопроса. В первую очередь, Моссоцгарантия занималась вопросами защиты имущественных прав, незащищенных людей, представляющих группу риска: пожилые граждане, которые получили по законам приватизации жилье, и не знали, как им распорядиться, криминал. В конечном итоге, Моссоцгарантия - это департамент социальной защиты населения Москвы. Точно также. как создавалась Моссоцгарантия, были делегированы права по заключению такого договора именно сфере социальной защиты. Если до 18 лет ребенок патронируется Департаментом образования и другими службами города, которые обязаны были этим заниматься, то с 18-23 лет детей сопроваждает Департамент социальной защиты населения города Москвы
За 10 лет жилье получило 4457 детей. На сегодняшний день идет период, когда перезаключаются договора сроком на 5 лет. Анализ работы, которая была проведена, показал, что ни один ребенок не потерял жилье, потому что это просто не возможно, так как квартиры принадлежат специализированному фонду. Решить вопрос, что дальше делать с этим молодым человеком: пролонгировать договор безвозмездного пользования или перезаключить договор социального найма, помог Департамент социальной защиты населения города Москвы. При КСЦО были созданы специальные группы, которые сначала отслеживали, как ребенок использует жилье, и в конечном итоге, пришли к выводу, что необходимо создать комиссии, которая определяла, может ли ребенок проживать самостоятельно. К сожалению, в 70-80% случаев пришлось пролонгировать договор на договор безвозмездного пользования. 30 % - это дети. с которыми перезаключается договор, 30% - дети, которые по социальному найму на специализированной комиссии, как обычный гражданин получил квартиру, потому что ведет нормальный образ жизни, учится, работает, платит за жилье. Когда ребенок вместе с законным представителем смотрел квартиру (город ранее давал только новостройки) радовалась душа. Для того, чтобы мы могли подписать договор безвозмездного пользования, мы несколько раз выезжали вместе с ребенком, смотрели все ли сделано строителями. Мы сначала не находили понимание с Департаментом жилищной политики, но сейчас претензий нет к городским службам, которые участвуют в этом процессе. Эта схема, по которой все ребята, которые заявлены, получают жилье. Изначально я была уверена, что квартиры получат дети, которые заканчивали сиротские учреждения, так как можно было запланировать, понять, сколько выпускников будет в них. На сегодняшний день 46% - дети, которые находятся на семейной форме воспитания. Чтобы ребенок получил жилье, в Департамент образования, Департамент семейной политики, поступают личные дела детей, права на получение жилья которых рассматриваются и выносятся на межведомственную комиссию, которую возглавляет Вице-мэр Правительства Москвы. Л.И. Швецова. После того, как принято решения о выделении этого жилья начинается конкретная работа с ребенком, он подписывает смотровой талон и получает квартиру. Когда мы листаем личные дела детей, те вопросы страшной болью отзывались в сердцах сотрудников, которые соприкасались с этими ребятами. Бессовестные родители, получив огромные квартиры, как многодетные семьи, умудрялись продать эти квартиры, несмотря на то, что есть решение о закреплении ребенка в этой жилплощади. Это тоже головная боль. Ровно за год до того, как ребенку исполняется 18 лет, родителей лишают родительских прав. Это безобразие. Куда смотрят органы опеки? Ребенок в 17 лет обязан помогать родителям, даже если они больны. То есть спекуляция идет со стороны взрослых людей. Еще одна проблема: ребята не совсем понимают, что они, являясь пользователем жилья, обязаны платить за квартиру, обязаны ее содержать. 18,7 млн на апрель 2010 г. - долг по жилью. Причем эти дети стоят на учете в Центре занятости, получают 50 тысяч, и не идут работать.
Евгений Абрамович Бунимович: Недавно у нас была встреча уполномоченных по правам ребенка из разных регионов. Та проблема о получении жилья детьми-сиротами в Москве начала решаться раньше, чем в других регионах. И в такой мере в других регионах она не решается. Но это значит, что мы раньше наткнулись на проблемы, к которым другие регионы подходят только сейчас, поэтому многое приходится решать впервые. Есть некоторый абсурд. Во всей истории с лишением родительских прав фактически жилья лишается ребенок. А родители оказываются в привилегированном положении: взяв ответственность за ребенка, они получают дополнительную площадь. Выход из этой ситуации пока не найден. При этом надо понимать, что среди наших детей-сирот 85% - социальные сироты, при живых родителях. При такой ситуации надо думать о механизме, что делать в такой ситуации? Действительно, когда ребенок должен вернуться на жилплощадь, чаще всего, даже не в такой криминализованной ситуации, проблем все равно очень много. Например, ситуация, когда выпускник может проживать на площади, но у его отца туберкулез. По санитарным нормам он может там проживать, физической угрозы от отца нет, но заселять туда выпускника нельзя. Мне рассказали о еще одной проблеме: многие девушки возвращаются уже с детьми. Среди сирот очень распространена ранняя беременность. Как она будет возвращаться с ребенком в ту обстановку, из которой ее в свое время забирали?
Помимо того, что говорилось ранее, я думаю, необходимо законодательство, чтобы поддержать то, что уже есть в Москве. Вопрос о безвозмездном найме в Москве решен на уровне регионального законодательства. Когда мои коллеги предлагают московскую модель в других регионах, часть идет по этой модели, а в остальных регионах - прокуратура выступает против, так как ущемляются права сирот. Необходим Федеральный Закон именно по этому вопросу, потому что иначе опыт Москвы и нескольких регионов, которые пошли по этому пути, оказывается уязвимым.
Другая сторона вопроса - неподготовленность ребят. Я рад, что подготовили памятки. Я могу сказать, что в сиротских учреждениях детям читают лекции, но это совсем не то же самое, что семья. Если всех просто поселят в квартиру по достижении 18 лет, дети не справятся с коммунальными платежами и остальными проблемами. К сожалению, есть большие проблемы и вопросы к органам опеки и попечительства в следующих ситуациях.
Когда все «благополучно». У нас половина детей-сирот находятся под опекой. Часто опекунами бывают родственники: бабушки, дедушки. В таких случаях за год надо готовить документы, а сами подростки не имеют представления об этом, но и родственники узнают поздно. Это недоработка органов опеки и попечительства, потому что родственники должны заранее подготовить документы.
Возникают проблемы, когда происходит задержка (когда уезжают, отбывают срок в местах лишения свободы), потому что органы опеки говорят, что занимаются только несовершеннолетними, а им уже 18 лет. Таких детей, которые «выпадают», не единицы. Когда такие дети обратились и занимаются сбором необходимых документов, делается это невероятно долго, в этом время подростки живут в ужасных условиях, то есть это не просто волокита, но еще и опасность.
Недавно принят новый Закон об органах опеки и попечительства. Невозможно угадать, какая позиция будет работать. Департамент семейной и молодежной политики проводил совещание в связи с выходом этого Закона. Я посчитал, что в зале было 500 человек, представляющих наши учреждения, выпускников сиротских учреждений тоже около 500, примерно половина из них в семьях. Таким образом, много людей этим занимается, но я до сих пор не вижу результата. Необходимо подумать об изменении модели. Взрослому подростку кроме жилья, мебели, регистрации в центре занятости, необходим взрослый человек, которому он доверяет, который бы помог пройти все пути. Постинтернатное сопровождение – ключевой вопрос здесь.
Есть и другой вопрос к Департаменту жилищной политики. Когда речь идет о детях-сиротах, если это житель Москвы, то мы убеждены, что и квартиру он должен получать в Москве. В получение квартиры под Москвой затруднена любая работа по сопровождению, непонятно, как будет дальше прослеживаться биографию ребенка, таким образом, возрастает криминогенность. Другое дело, когда ребенок является жителем другого региона или других стран. Что делать в таких ситуациях? В этом случае, даже если нет регистрации, надо чтобы решение было принято в пользу ребенка. По закону, если есть фактическое подтверждение, что он учился здесь, он должен получать квартиру тоже здесь. Я поддерживаю позицию о том, что надо подробно заниматься родителями в этих случаях, потому что ребенок в данном случае - пострадавшая сторона. С другой стороны, здесь нет единого решения. Есть правильная позиция – попытки восстановления семьи, даже когда это невозможно. Лишение родительских прав иногда приводит родителей в чувство. То есть лишение родительских прав не означает, что сразу надо всех выгонять. Надо в каждом конкретном случае разбираться. Очень часто бывает, когда дается квартира по всем законам, а дети живут с родителями. Каждая ситуация индивидуальна, в трудных ситуациях надо включаться в эти вопросы. Есть и другая комиссия, которая определяет, насколько может выпускник сиротского учреждения самостоятельно проживать. Это тоже очень непростые вопросы. Здесь я могу сказать, что очень многое зависит от самих сиротских учреждений. Мы видим, что с ребятами всегда приходят сотрудники, и один рассказывает все про ребенка, а другой читает по бумажке биографию. В первом случае ребята оказываются более подготовлены к жизни. так что, многое зависит от взрослых, то есть постинтернатное сопровождение должно быть индивидуальным. Для многомиллионного города это вполне посильно.
Татьяна Анатольевна Неверова: Правительство Москвы проводит целенаправленную работу по реализации Федерального и Московского законодательства по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 году принят Закон №51 «О наделении органов местного самоуправления, внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями с сфере опеки и попечительства и патронажа», в соответствии с ним полномочия в сфере опеки и попечительства переданы органам местного самоуправления. Защита прав ребенка, в том числе и жилищных, осуществляется по месту его фактического нахождения на территории муниципального образования в городе Москве. Из бюджета города выделяются средства на выплату пособий на детей, воспитывающихся в замещающих семьях, на содержание детей-сирот, которые находятся в государственных учреждениях, на обеспечение их жилыми помещениями На сегодняшний момент сформированы. законодательные базы по защите прав детей данной категории. Действуют Закон Москвы № 61 от 30 ноября 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве», Постановление Правительства Москвы от 2 октября 2007 года № 854 «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В отличие от других регионов Москве удается решать вопросы обеспечения указанной категории жилыми помещениями, не только в случаях, когда дети не имеют закрепленного жилого помещения, но и когда не могут вернуться в ранее закрепленное за ними жилое помещение. На уровне города установлен порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. при устройстве детей-сирот. оставшихся без попечения родителей на семенные формы воспитания, под опеку, попечительство или направление на полное государственное обеспечение защита прав осуществляется путем издания муниципалитетом правовых актов о создании права собственности или права пользования жилыми помещениями, а при его отсутствии о праве на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Таким образом, по городу за указанной категорией детей в 83 % сохранено право собственности или право пользования жилым помещением, а 17% гарантировано право получения нового жилого помещения. Индивидуальные мерпоприятия отражаются муниципалитетами в плане защиты прав детей. Не позднее, чем за год до окончания пребывания ребенка у законных представителей или в организации начинается подготовка и формирование пакета документов для рассмотрения в городской межведомственной комиссии по решению вопросов детей-сирот. При решении указанных вопросов осуществляется межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и органов МСУ. В городе созданы необходимые условия для осуществления деятельности по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот. 51 Законом, принятым в декабре 2007 года численность специалистов, которые работают в муниципалитетах и занимаются защитой жилищных прав сирот, увеличилась в 2,5 раза – на сегодня она составляет 4066 человек. Укомплектованность в штатах сегодня 91%. Вы понимаете, что при таком количестве специалистов к ним предъявляются повышенные требования. Лишение родительских прав – крайняя мера, мы постоянно нацеливаем на это руководителей муниципалитетов, руководителей отделов по опеке и попечительству. За прошедший 2009 год на 200 человек сократилась численность родителей, лишенных родительских прав. Муниципалитеты стали чаще применять норму - ограничение в правах на 6 месяцев. За это время многие их них одумываются, кто-то находит работу, силы прекратить злоупотреблять алкоголем и наркотиками. Это очень действенная мера. Лишение родительских прав - не всегда панацея. иногда лучше применить ограничение. Мы и специалисты опеки нацелены сегодня на то, чтобы работать с кровной семьей. Суды ориентированы на то, что ребенку лучше жить с родителями, чем в сиротском учреждении. Перед нашим департаментом поставлена задача – до конца 2010 года создать городское учреждение по работе с кровной семьей. Мы уже проводим эту работу. У нас находится 25 центров помощи семьи и детям, в которых помогают работать с кровной семьей на ранних стадиях кризиса. Помимо этого, работают клубы, кружки по работе с молодой семьей, с одинокими мамами и т.п. В сфере защиты жилищных прав имеются проблемы. Не достаточно эффективно вопросы рассматриваются в судебном порядке. По-прежнему актуальны проблемы постинтернатной адаптации и интеграции в общество детей-сирот при самостоятельном проживании. Особого внимания требует решение вопроса, предоставление жилых помещений лицам, вернувшимся с мест лишения свободы. Поэтому наш департамент, в целях контроля за осуществлением деятельности муниципалитетов по данному направлению, ежегодно проводит мониторинг по защите жилищных прав детей указанной категории. В целях координации и методического руководства по данному направлению подготовлен сборник нормативных актов по защите жилищных прав детей-сирот, регулярно проводятся курсы повышения квалификации и выездные семинары специалистов муниципалитетов, проведено совещание с руководителями муниципалитетов по защите жилищных прав детей-сирот. Я хочу сказать, что у нас ежеквартально проводятся совещания руководителей муниципалитетов, проводит их Гусева Л.И. В апреле этого года принят городской московский Закон «об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», в котором введено понятие «постинтернатный патронат». Мы надеемся, что введение постинтернатного патроната позволит нам лучше контролировать решение жилищных вопросов, и лучше адаптировать выпускников к самостоятельной жизни.