Примерное время чтения: 13 минут
101

Приоритетные направления деятельности в сфере обеспечения прав детей в России на современном этапе

Участник: AIF.RU Ведущий конференций.

В пресс-центре «АиФ» состоялась пресс-конференция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Алексеевича Астахова на тему:
«Приоритетные направления деятельности в сфере обеспечения прав детей в России на современном этапе» - по итогам работы Съезда региональных уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ и результатам российско-французской конференции «Защита детей от насилия».

Главные цитаты мероприятия

О работе межведомственной комиссии

На очередном  заседании межведомственной комиссии (оно не последнее в этом году, итоговое будет проведено 14 декабря) я поставил вопрос об исключении некоторых членов комиссии, мне не нужны статисты, понятые, балласт и те люди, которые просто игнорируют эти заседания.
Межведомственная комиссия создана, чтобы ответить на вопрос, как мы должны координировать усилия по защите прав несовершеннолетних, можем ли мы регулировать права несовершеннолетних и нужен ли нам единый федеральный орган. А дальше мы расширили список задач.
Сегодня принято решение утвердить документы, представленные по Центру помощи пропавшим и потерпевшим детям. Они будут представлены до 1 декабря мною, как Уполномоченным при Президенте РФ.
Второй вопрос – это предложение по реорганизации комиссии по делам несовершеннолетних и защите незаконных прав. Как известно, комиссии у нас существуют во всех муниципальных районах: городские комиссии, региональные, субъектов федерации, правительственные комиссии, - которые возглавляет Министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Мы изучили их работу, она во многом неэффективна. Я могу назвать лишь несколько регионов, которые работают плодотворно работают в данном направлении. Предложения по совершенствованию данной системы мы в виде докладов направляем руководителю администрации Президента Сергею Евгеньевичу Нарышкину.
Третье, на что важно обратить внимание – это вопрос общественного контроля за детскими закрытыми, специализированными учреждениями. Вы знаете, сколько возникает проблем там, где толстые стены, замки на дверях, решетки на окнах, где нет возможности донести до общественности правду о состоянии дел.
Закон об общественном контроле нам необходим. Есть понимание, поддержка  руководителя государства, но, к сожалению, законопроект, который вносился на рассмотрение в Госдуму, не прошел обсуждения в комитетах, потому что был настолько «сырой», что получил отрицательное заключение и отправлен на доработку. Мы силами комиссии, экспертами, которых мы можем привлечь, занимаемся этим вопросом.
О создании Российского национального Центра помощи пропавшим детям
Российский национальный центр помощи пропавшим и потерпевшим детям будет иметь следующую структуру. Он будет символом общественного государственного партнерства, исходя из организационно-правовой формы. Это будет некоммерческая организация, учрежденная следственным комитетом Прокураты РФ и общественной организацией «Солидарность», которая непосредственно занимается такими вопросами, но в рамках своих полномочий. У них накоплен наиболее серьезный опыт, они плотно взаимодействуют с другими общественными организациями, волонтерскими движениями, готовы этот опыт конвертировать в работу российского Центра. Это требует определенных усилий, бюджета, потому что должны быть созданы подразделения во всех регионах. Но будем исходить из того, что нас поддержат общественные некоммерческие организации, социально-направленные структуры, волонтерские движения. Основная задача - разыскивать быстро, оперативно и находить детей, которые пропадают.
На текущий момент основная проблема состоит в том, что органы милиции, которые должны разыскивать детей, к сожалению, во многом не оперативно действуют, либо им не хватает средств и возможностей, и они работают некачественно. Зачастую добровольцы работают более оперативно, быстро и находят детей.
Структура Центра будет федеральная с региональными представительствами, которые на местах будут выстраивать эту систему. 
Сегодня Следственный комитет, при том, что он достаточно недавно начал работать, наиболее эффективная структура из всех правоохранительных органов и самая открытая - такова позиция руководителя Александра Ивановича Бастрыкина и пресс-службы Владимира Маркина - это показатель контакта с обществом и открытости. Было принято решение именно на базе этого комитета создать такой центр.
Я каждый день получаю сводки Следственного комитета по пропавшим детям. К сожалению, у нас не создан  единый банк данных – его создание  тоже будет входить в задачи центра. У нас каждый год в розыске находится 52-55 тыс. детей. Большинство из них мы находим в течение года, но не найденных остается 10-12 тысяч. Что с ними  происходит? Куда они исчезают? Никто не знает. Чтобы это количество детей было минимальным, мы создаем такой Центр.
Как скоро он появится в России, пока сложно сказать, это зависит от того, насколько быстро будут восприняты наши предложении правительством. Положения все равно потребуют доработки, а дальше должно состояться согласование со всеми ведомствами. Это обычный технический процесс, который занимает некоторое время. Я надеюсь, что Центр появится в следующем году.
О кадровой проблеме в области опеки и попечительства
Проблема кадров настолько острая на сегодняшний день, что просто заменить всех сотрудников, имеющихся на сегодня в подразделениях комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки невозможно, потому что социальных работников с определенными убеждениями, установками надо вырастить.
В нашей стране специалистов в это области специально не готовят. В органах опеки и попечительства в основном работают люди старшего возраста, в том числе руководители детских учреждений, детских домов, интернатов. Существует огромный разрыв между детьми, о которых они заботятся и теми, кто принимает решение, кто выполняет эти функции. Потеряно 2-3 поколения с точки зрения пополняемости кадров.
Мы сейчас на базе Российского Гуманитарного Университета, где я заведую кафедрой гражданского процесса, договорились создавать специальный поток, в котором будут готовить таких специалистов. Они будут совмещать функции педагогов, психологов и юристов. Я думаю, нам потребуется 5-7 лет, чтобы подготовить новые кадры социальных работников, но при этом нужно создать мотивацию, чтобы молодежь пришла в детские учреждения.
Как сделать привлекательными детские учреждения для работы молодежи – наша основная задача. Здесь ломать голову, прежде всего, должно Министерство образования и науки, потому что подготовка специалистов – непосредственный участок деятельности этого ведомства. Без них все наши идеи останутся на бумаге просто пустыми словами.  
Что касается Комиссии по делам несовершеннолетних – это совершенно другая история, потому что она нуждается в реформировании. Могу приоткрыть завесу тайны на тему обсуждений, которые у нас идут. Статус комиссии может быть повышен, она  правительственная, но здесь, нам кажется, руководить Комиссией должен вице-премьер. Ведомственность не должна прослеживаться в деятельности этой структуры. Нынешняя комиссия, возможно, имеет положительный эффект, потому что когда руководителем является Министр внутренних дел, то в регионах милиция выстраивается под его рекомендации. Но вертикаль замыкается на Министре внутренних дел.  Вопрос в том, что  комиссия до сих пор руководствуется в своей работе положением 1967 года. Можно сказать, что нет закона, в котором четко бы распределись обязанности и полномочия.
Мы стремимся к тому, чтобы закон появился, либо были внесены дополнения  в закон об основных гарантиях прав ребенка, и статус комиссии был повышен. Что касается ее структуры – она правильная, но с 1967 года не реформировалась. Потенциал этих комиссий велик, это единственный орган, в котором представлены ведомства, финансируемые из государственного бюджета.
Сегодня основная проблема в области выстраивания защиты прав детей – отсутствие взаимодействия. У нас в большинстве регионов не существует межведомственных регламентов.
О создании  российско-французской комиссии по смешанным бракам
Комиссия в процессе создания, я выезжал во французскую республику, у нас было совещание рабочей группы. С нашей стороны представительно выступали сотрудники Министерства иностранных дел, Министерства образования, Министерства юстиции.  Когда мне поступило предложение от французских послов с российской стороны возглавить комиссию, мы довольно быстро представили все документы. Французская сторона не ожидала от нас такой оперативности. Мы подготовили соглашение, в котором всего 12 пунктов, в них описываются ситуации случаев, для которых комиссия может собираться, какие она должна давать рекомендации, как должна их рассматривать. Мы согласовали все 12 пунктов. На сегодняшний день текст находится на технической доработке.
Важно отметить, что инициаторами были французы. То есть не только нас волнуют дети, родители, обиженные французским правосудием, но и французов волнует ответ на спорные ситуации. На этом взаимном интересе, я думаю, мы продвинемся достаточно быстро, и комиссия будет создана. Несколько дней назад посол подтвердил мне, что Еврокомиссия положительно оценивает ситуацию с возможным заключением договора между Россией и Францией о взаимной помощи в гражданских спорах. Если это произойдет, то станет прорывом во внешнеполитической работе, потому что на сегодняшний день у нас, к сожалению, нет таких соглашений,.
Что нового в жизни Артема Савельева, Дениса Хребкова?
Артем пошел в школу, стал абсолютным лидером, он - очень одаренный парень. Все разговоры о том, что у него были какие-то отклонения, – полная ерунда. Сегодня об этом все говорят, оценивая тот период, когда он находился под наблюдением специалистов. Пока он не определен в семью по разным причинам, но он очень активный парень.
У Дениса были небольшие трудности, связанные с забытым русским языком, невозможностью общения  в полном объеме, как это необходимо для учебы, адаптации в обществе. Он категорически не хотел учиться. Но все это позади, с ним сейчас занимается учитель индивидуально, уроки уже идут полноценно. Я до конца года побываю у Артема и Дениса.
Следует отметить, что мы решили создать детский совет, так как я Уполномоченный по правам детей, пускай дети за нами осуществляют общественный контроль, так как важно сегодня благополучным ребятам показывать другую жизнь.
Что касается договора между Америкой и Россией, вчера я получил последний вариант российско-американского договора, в котором была высказана существенная критика со стороны наших ведомств, Министерства иностранных дел. Из-за этого работа немного усложняется: нам надо внести изменения и согласовать их с американской стороной. Но если будут возникать трудности, и к началу следующего года мы этот договор не продвинем, то я  готов ставить серьезно вопрос о реальном юридическом замораживании американского усыновления. Юридическую процедуру мы, хотя и объявили, но не запустили:  должно быть уведомление, указание причин моратория, принятие Государственной Думой решения о  моратории, установление сроков, условия снятия. Мы мы де факто заморозили усыновление, но юридически процедуру мы не закрепили. Однако если мы увидим, что затягивается рассмотрение заключения договора или договор попытаются «выхолостить», тогда нам придется ставить вопрос о юридическом замораживании. Вопрос назначения даты согласования лежит на Министерстве образования и науки.
Отношение Уполномоченного по правам ребенка к проблеме ужесточения наказания для педофилов
Это вопрос один из самых тяжелых и мрачных, он волнует не только наше общество. В конце ноября (27-29) в Риме стартует общеевропейская компания по борьбе с педофилией. В ней будут участвовать все европейские страны. Она даст старт общеевропейской компании и будет сопровождаться тем, что все европейские государства должны будут пересмотреть свое отношение к этому явлению.
По заключению Совета Европы педофилия является самым тяжким и мерзким преступлением против детей в мире. В связи с этим рекомендации, которые дает Совет Европы, сводятся к тому, что наказания должны быть усилены, сроки давности надо отменять, возможность условно-досрочного освобождения исключить, увеличить сроки наказания и жесткость мер, которые применяются к педофилам. Для этого предлагается изыскивать возможности внедрения и законодательного закрепления дополнительных мер наказания, в частности возможность условно-досрочного освобождения не по отбытии 2\3 срока наказания, а только в случае, когда человек, совершивший преступление, добровольно проходит процедуру фармацевтической кастрации. Сегодня существуют серьезные исследования, которые проводили в течение 25 лет наши коллеги в Америке и Великобритании, что при прохождении процедуры фармацевтической кастрации рецидив составляет 2-3%, а при отсутствии ее – 98% процентов.
Законодатель сегодня в большом долгу перед обществом и детьми. Трудность прохождения законопроекта, связанного с усилением наказания для педофилов должна быть преодолена жесткой политической волей. Сегодня есть такая воля - законопроект, внесенный Президентом по ограничению права на работу людей, совершивших насилие против детей, прошел достаточно быстро. Это одна из мер направленных на то, чтобы детей в детских учреждениях оградить от общения с такими людьми на законных основаниях.
На сегодняшний день существует две проблемы: первая - возможность работы в детских учреждениях до внесения поправок в Трудовой Кодекс, а вторая -  суды, к сожалению, не всегда применяют дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с воспитанием детей, прокуратура не всегда требует этого наказания. Почему? Если рассматривается дело в отношении человека, который совершил преступление, неважно, работает он в образовательной сфере или не работает, такое наказание всегда надо автоматически определять.
Что касается дополнительных медицинских мер, сейчас в обществе возникло понимание, что без ужесточения наказания, сроков давности, которые у нас по некоторым составам преступления составляют 8 лет, мы не изменим ситуацию. В Европе сроки давности составляют минимум 20-25 лет, у нас 8-15 лет максимально. Такие вопросы должны решаться. Рекомендации Совета Европы – ужесточение наказания в отношении  людей, посягающих на  честь и достоинство ребенка, а иначе мы станем зоной, привлекающей таких мерзавцев.
Положительные результаты деятельности Уполномоченного по правам ребенка
Мне очень сложно оценивать свою работу. Я со своей стороны пытаюсь сейчас найти положительные крупицы в работе субъектов федерации.
В нашей стране во многом полномочия по защите прав детей делегированы на уровне субъекта федерации. Каждый субъект федерации распоряжается деньгами, которые выделены из государственного бюджета на решение данного вопроса, руководствуясь стандартами Федеральных Законов, но по-своему расставляя приоритеты.
Я в своих инспекционных поездках смотрю на недостатки, которые существуют на данный момент. Проблема в том, что только сейчас Министерство образования начало разрабатывать единый стандарт содержания ребенка в детском учреждении. На сегодняшний день основная задача не накормить ребенка, а вырастить их него активного члена современного российского общества, чтобы он не стал изгоем, преступником, жертвой преступления. Наша цель сводится к тому, чтобы из детей, которые остались без попечения родителей, вырастить золотой фонд России, и мы будем к этому стремиться.

 

Дополнительная информация по тел.: +7 (495) 252 02 90, +7 (926) 211-45-17.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
  • Аккредитация
Отправить

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах