Давайте поговорим о том, что есть у каждого человека — о мечте. Но мы поговорим не просто о мечте, а о «Большой мечте украинского народа». Про неё, эту мечту, только и делают, что говорят в бушующем от политических страстей Киеве.
Европейцы хотят в Европу
Давайте отделим от этой мечты Виталия Кличко, Арсения Яценюка и Олега Тягнибока, ибо их мечты на самом деле витают где-то между терминами «президент» и «премьер-министр». Отделим от этой мечты предприимчивых молодых людей с цепями из движения «Братство» и тому подобных организаций, а также «профессиональных майданистов», которые готовы горячо мечтать о чём угодно в соответствии с прейскурантом.
Оставим только тех, кто вышел на площади Киева по зову сердца и во имя Большой мечты. «Мы хотим в Европу!» — искренне восклицают студенты и пенсионеры, домохозяйки и менеджеры среднего звена.
Простим этим людям незнание того факта, что они европейцы по рождению, ибо факт того, что Украина и так находится в Европе, не рискнёт оспаривать ни один географ. Больше того, принадлежность большинства митингующих на Майдане Незалежности к европеоидной расе также не вызывает сомнений.
Поэтому нужно говорить точнее — мечта заключается во вступлении Украины в Европейский союз.
По плану Гоголя
С ним, этим вступлением, связаны мечты украинцев о наступлении для них лучшей жизни.
Любые аргументы, ставящие эту мечту под сомнение, встречаются в штыки.
Например, тот факт, что в ближайшие десять лет собственно в ЕС Украину никто не собирается принимать в любом случае. В ближайшее десятилетие Украине предстоит подстраивать себя под требования Евросоюза, причём этот процесс будет довольно жёстким и болезненным. И в это время никто в ЕС не собирается предоставлять украинцам равные права, например, с французами или немцами.
Речь, образно говоря, даже не о том, пустят ли Украину в сени. Пока ей предлагают постоять на крыльце и привести себя в порядок, чтобы уже потом, если у хозяев будет желание, её пустили… в сени.
Если передать общий смысл настроений митингующих украинцев одной фразой, то звучать она будет так: «Подпишем договор с ЕС — и заживём как люди!»
И у этого образа есть литературное отражение. Великий русско-украинский писатель Николай Васильевич Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» описывал этот так: «…Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и ещё сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлёпнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать».
Читайте еще: Андрей Сидорчик о Евромайдане и цензуре >>>
Евросоюз — благодетель
Перед самым развалом Советского Союза граждане, выходившие на демократические митинги, искренне верили в то, что сразу после падения коммунистического режима они «заживут, как в Америке».
О том, как, собственно, живут в Америке, они имели весьма смутное представление. Но все уверенно примеряли на себя жизнь успешного голливудского продюсера, не замечая, что чернокожий бомж в Гарлеме — это тоже житель США.
В России последующие два десятилетия вылечили большинство от сладких иллюзий, хотя рецидивы иногда и случаются.
А вот на Украине чистые и наивные люди, верящие в то, что их жизнь может измениться к лучшему от одного росчерка авторучки, по-прежнему существуют.
И пенсионерка в Киеве абсолютно искренне рассказывает журналистам о том, что после подписания документов с ЕС жизнь её станет совсем другой — она станет получать пенсию, как в Германии, станет путешествовать по миру и кушать круассаны в кафе с видом на Эйфелеву башню.
От старшего поколения недалеко ушли и украинские студенты, которые убеждены, что Евросоюз только и ждёт, чтобы принять их в лучшие учебные заведения Европы, а потом предоставить высокооплачиваемую работу.
То есть, согласно «Большой украинской мечте», Евросоюз — это та самая неведомая сила, которая макает вареники в сметану и кладёт их в рот тем, кто подписывает с ней договор. С маленькой поправкой на то, что и вареники ЕС предоставляет за свой счёт.
Халявы не будет!
«Большая украинская мечта» хрупка и не терпит сомнений. Вопрос «А с какой, собственно, стати, к примеру, Франция с Германией должны брать украинских мечтателей на полный пансион?» отметается с порога, а человек, его задавший, немедленно объявляется «агентом Кремля».
Не берутся в расчёт ни экономические трудности самого Евросоюза, ни то, что в этом союзе и без Украины количество любителей халявных вареников значительно больше, чем тех, кто их производит. Причём «производителям» это уже настолько надоело, что премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон призвал ЕС пересмотреть принцип свободного перемещения граждан внутри Союза. Премьеру Кэмерону категорически не нравится, что с 1 января жители Румынии и Болгарии получат право свободно отправляться в его страну за «варениками», в то время как сами эти члены ЕС ничего путного в общий европейский дом принести не могут.
Толерантные еврокомиссары в Брюсселе взвизгнули было про дискриминацию, но Кэмерон без обиняков заметил, что сами политики Евросоюза получают зарплату от стран-доноров, в том числе и от Великобритании, так что им лучше не выступать. И, что характерно, еврокомиссары выступать перестали.
Но если болгары с румынами в ЕС уже проскочили и могут там на что-то претендовать, то украинцам это в реальности даже не светит. Ублажать 45 миллионов украинских мечтателей — такое Джеймсу Кэмерону и в кошмарном сне не снилось.
Неприятная правда заключается в том, что куда бы ни пошла Украина, в Европейский союз или в Таможенный союз, единственное, что ждёт украинцев в ближайшие годы — это тяжёлый труд, результатом которого, если повезёт, лет через 10–15 могут стать вареники со сметаной на столах у всех её граждан. Да и то запрыгивать в рот они абсолютно точно не будут.
Можно, конечно, продолжать жить «Большой украинской мечтой», хором распевая дивные народные песни на Майдане.
Вот только в итоге следующее поколение украинцев будет мечтать о том, чтобы достичь уровня гарлемских бомжей. И вареники в сметане останутся только в книге Гоголя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.