В конце ноября власти Украины внезапно отложили подписание соглашения об ассоциации с Европой – Киев заявил о намерении воссоздать торгово-экономические отношения с Россией и другими странами-членами СНГ. Такой неожиданный поворот был резко раскритикован местной оппозицией, долгие годы стремящейся в Европу – на улицы Киева и других украинских городов вышли сторонники евроинтеграции.
Тем временем ситуация, сложившаяся в украинской экономике, оставляет желать лучшего – госдолг страны растет, ВВП падает, а кредитная линия от Международного валютного фонда опаздывает, поскольку для получения финансовой помощи Киеву предстоит выполнить достаточно жесткие требования МВФ, в частности, повысить цены на энергию, заморозить пенсии и зарплаты. Президент Украины заявил, что на такие жертвы он не пойдет, а Евросоюз готов дать Киеву лишь 1 млрд евро на семь лет, что при текущих экономических проблемах «помощь нищему на паперти», как считает премьер Николай Азаров. Несмотря на это Украина не отказывается от западной интеграции, но насколько она будет выгодной для экономики и самих украинцев? Об этом АиФ.ru рассказал директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин.
Елена Трегубова, АиФ.ru: Валерий Михайлович, действительно ли интеграция с Европой спасет украинскую экономику, или эта ассоциация окажется панацеей, как, например, в случае с Болгарией, где уровень коррупции остался таким же, как и до вступления в ЕС?
Валерий Коровин: Подписание соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом убьет экономику Украины. Дело в том, что подоплека этого процесса является исключительно геополитической, и направлена она на отсчение России от Европы путем создания санитарного кордона, зоны нестабильности, которая не давала бы интенсивного развития стратегических экономических отношений РФ и ЕС. Главная функция Украины в этой конфигурации – это быть зоной нестабильности. А инициаторов этого процесса, коими являются США, совершенно не интересует судьба украинского народа, государства и тем более, экономики.
– Вы говорите, что инициатором этого процесса является Америка, а зачем это нужно Вашингтону?
– Главная функция – хаос, дестабилизация, политические волнения, социальная напряженность. Эти функции Украина, подписав соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, будет выполнять, это американские функции. Украина не нужна Европе, как выражаются европейские чиновники, Украина – это черная дыра, туда можно бесконечно вкачивать евро, но в силу определенной специфики стран Восточной Европы там совершенно иной, не европейский менталитет, взгляд на экономику, на социальное развитие. Денежные вливания не дадут никакого эффекта, соответственно, путь у ЕС только такой – принуждать Украину к либерализации экономики, что окончательно убьет последние социальные гарантии государства в отношении населения, и путем шоковой терапии помещать население Украины в жесткий рыночный контекст через стресс, смерть слабых, через социальный дарвинизм, через восстания неимущих. Постепенно лечить Украину ядом либерализации, пока она не скопытится окончательно или не интегрируется шоковым образом в семью европейских государств. Но, по моему представлению, вероятнее всего первый вариант развития событий.
Главная функция Украины - быть фрагментом дестабилизационного санитарного кордона - будет выполнена, и Америка придержит его в качестве своего геополитического вассала и не даст России осуществить экономический рывок, загнав ее в Азию. Потому что без Украины Россия становится азиатской державой, а не евразийской. Украина как несостоявшееся государство вместе с фанатами евроинтеграции становится расходным материалом в американской большой игре.
– Получается, что люди, вышедшие на митинги в поддержку евроинтеграции, не понимают, чем чревато соглашение об ассоциации с Европой?
– Массы и не должны что-то понимать, они реагируют на популизм. Сегодня популизм на стороне еврочиновников, которые более грамотно и эффективно осуществляют пиар интеграции Украины в Евросоюз, они находят те самые струнки у населения, на которых можно сыграть против собственной власти, против интеграции с РФ. Массы должны реагировать на популизм, орать, визжать, выходить на улицы, а решение принимает элита, и как элита сыграет внутри Украины, таков и будет результат. Либо они будут действовать неповоротливо, топорно и неуклюже, и тогда их снесут вместе с захваченной администрацией президента, либо элита найдет подход, как уравновесить геополитические процессы и при этом на какое-то время продлить агонию возникшего после распада СССР образования, которое принято называть Украиной.
Население не должно мыслить стратегически, оно мыслит эмоционально, есть такая фраза западного социолога: «Большинство всегда ошибается». Вот в данном случае мы это наблюдаем на Украине.
– На прошлой неделе Виктор Янукович выдвинул еврочиновникам ряд требований для интеграции с Европой – отмена визового режима, предоставление кредитной поддержки, модернизация газотранспортной системы. Как вы считаете, ЕС пойдет на уступки?
– Европейцы совершенно не собираются выполнять условия, поставленные Януковичем, потому как в условиях кризиса Европа нуждается исключительно в дополнительных рынках сбыта своей продукции, чтобы решить проблему с колоссальной безработицей. Это взгляд меркантильного, циничного европейца, а что там себе думает Янукович, это ЕС совершенно не интересует. Плюс наседают американцы, у которых есть свои более крупные геополитические интересы, связанные с Украиной. Здесь происходит наложение – Европа заинтересована в рынках сбыта, американцы – в санитарном кордоне, а Украина им не нужна, население не нужно, напротив, они хотят туда сбагрить цыган, которые осточертели всей Европе, и для этого как раз не нужен безвизовый режим. Получается так – цыган впускать, никого не выпускать.
Жители Украины должны испытывать ужас перед проектом интеграции с ЕС, потому что это будет означать для них включение Украины в качестве подсобного предбанника, который можно использовать по своему усмотрению, сваливая туда ненужный мусор, испытывая там неудобные, неэффективные, экологически не безопасные технологии бурения сланцевого газа, проводя социальные эксперименты по либерализации общества, сливая туда весь неликвид, который в Европе никому не нужен. И при этом Европа будет выкачивать оттуда остатки советского экономического хозяйственного ресурса, эксплуатируя аграрную составляющую, запрещая осуществлять собственную аграрное производство, которое могло бы выправить ситуацию в украинской экономике. То есть эксплуатация будет по полной, до полного истощения.
Вот так рациональный, рачительный европеец видит Украину, а население в данном случае играет на стороне развала Украины на части, как неоднородного пространства, и полной ее политической маргинализации.