Примерное время чтения: 6 минут
13160

Почему произошла авария в московском метро 15 июля?

Сюжет Сход с рельсов вагона на Арбатско-Покровской линии московского метро
Ответ редакции

Последнее обновление: 29.10.2014 г.

Эксперты Московского госуниверситета путей сообщения (МГУПС) выдвинули новую версию причины крушения поезда в московском метро 15 июля, пишут «Известия». Изучив все обстоятельства аварии, они пришли к выводу, что от вагона могла отвалиться деталь, которая ударила в неподвижную часть стрелки и заблокировала движение состава.

Крупнейшая за всю историю московского метро техногенная катастрофа произошла на перегоне «Парк Победы» – «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской (синей) линии метро 15 июля этого года. В результате аварии погибли 23 человека. Подробнее читайте: Что произошло в московском метро 15 июля?

Результаты экспертизы

В заключении экспертов МГУПС опровергается основная версия следствия, согласно которой причиной аварии стала неисправная стрелка. По мнению специалистов, механизм перевода в момент крушения находился в правильном положении и не имел никаких следов внешнего воздействия.

«Левый (по ходу движения) остряк стрелочного перевода не имеет натира, рисок или каких-либо иных следов от контакта с колесами <…>. Данный факт позволяет установить, что на момент крушения остряк находился в правильном (отведённом) положении», — говорится в документе.

А вот на путях за 100 метров до стрелки специалисты нашли борозду и сколы бетона, оставленные, предположительно, металлическим предметом, свисающим с подвижного состава.

По мнению специалистов, между первым и вторым вагоном было нарушено крепление некоего объекта — детали сцепления, трубы, агрегата, который «нарушает габарит подвижного состава внутри колеи». Этот объект задел путевой бетон, оставив на нём сколы, а, когда состав наехал на стрелку, деталь ударила о корень остряка. Этот механизм или деталь «заблокировала движение второй тележки по прямому направлению, после чего вторая тележка начала отклоняться на боковой путь». Третья и последующие тележки продолжили двигаться по прямому (правильному) пути. После этого первый вагон сложился, а вторая тележка сошла с пути.

Материалы экспертизы направлены в Следственный комитет.

Версия стрелки

Следствие в качестве основной версии рассматривает неправильную эксплуатацию стрелочного перевода. Как устроена железнодорожная стрелка и что могло стать причиной аварии, по мнению следователей, смотрите в инфографике: Причина аварии в московском метро по версии следствия.

Авария произошла на перегоне от станции «Парк победы» до «Славянского бульвара», где проходят работы по присоединению Арбатско-Покровской линии к строящемуся участку Калининско-Солнцевской ветки московского метро. Крушение произошло именно в том месте, где от основного пути отходит ветка в направлении строящейся линии. Как и положено в таких случаях, там установлена переводная стрелка.

Как раз в ночь перед аварией на этой стрелке проводили ремонтные работы. По версии следователей, помощник дорожного мастера перед началом рабочего движения должен был проверить правильность установки стрелочного механизма, но не сделал этого. Подозреваемый уже признался, что проверку не проводил. Вероятнее всего, не закреплённая должным образом стрелка изменила положение из-за сильной вибрации именно в тот момент, когда по ней проезжал головной вагон, и направила его в стену между рабочим и строящимся тоннелями. В пользу этой версии говорит и расположение вагонов состава в момент аварии — первый вагон метропоезда вынесло в сторону тупика.

В то же время эксперты пришли к выводу, что нарушение в монтаже стрелочного перевода не могло привести к катастрофе. По их мнению, проволока, которой были закреплены рельсы, порвалась уже после того, как состав сошёл с путей. Доказательством этой версии является тот факт, что на остряках стрелки следов наезда колёс поезда не обнаружено.

Какие системы гарантируют безопасность пассажиров в московском метро →

Другие версии аварии:

– Скачок напряжения

Первой версией следствия был скачок напряжения, который мог привести к срабатыванию тормозной системы состава. В МЧС сообщили следующее: «…в результате понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации в метро, что и послужило причиной резкой остановки электропоезда».

Однако в «Московской объединённой электросетевой компании» заявили, что энергосистема столицы в данный период работала штатно. К тому же, по словам экспертов, аварийная система торможения предназначена для того, чтобы машинисты не превышали скорость. Она срабатывает плавно. Кроме того, резкое торможение ни разу в истории метрополитена не приводило к сходу состава с рельсов.

Позже о том, что скачок напряжения как причина катастрофы не находит подтверждения, заявили и в следственных органах.

– Деформация рельсов

Деформация рельсов вполне могла бы стать причиной схода вагона с рельсов. Однако никаких подтверждений этой версии обнаружено не было.

Один из пользователей соцсетей рассказал о том, что незадолго до аварии направил руководству метрополитена письменную жалобу на сильные вибрации вагона как раз на перегоне, где произошла катастрофа. По его словам, состав трясло так, что ехать стоя было невозможно. Однако администрация ответила, что причин для беспокойства нет — путь содержится в соответствии с техническими нормами и допусками, отступлений в содержании стыков не выявлено, размеры стыковых зазоров соответствуют техническим нормам.

– Дефект колёсной тележки одного из вагонов

Бывший слесарь-сборщик завода ОАО «Метровагонмаш» Вячеслав Бабочкин рассказал «Газете.ру», что к вагонам «Русич-4», из которых и был сформирован потерпевший крушение состав, было немало нареканий по части надёжности, в частности сам работник выявлял брак в сборке тормозной системы.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах