Почему авиакомпании продают больше билетов, чем может вместить самолёт?
По статистике, 5 % авиапассажиров по тем или иным причинам отказываются от полёта. Чтобы увеличить прибыль, большинство авиакомпаний продаёт больше билетов на один рейс, чем может вместить самолёт. Поэтому может возникнуть ситуация овербукинга, когда кому-то из пассажиров, купивших билет, не хватает места на борту.
В этом случае авиакомпания обязана доставить вас до места назначения первым же рейсом, на котором будут свободные места. Также в ряде случаев вам положена компенсация.
АиФ.ru рассказывает, что делать пассажиру в подобной ситуации.
Что делать, если вас не посадили в самолёт?
Если ваши права нарушили, в первую очередь нужно задокументировать этот факт. На стойке регистрации в посадочном талоне должны поставить печать с отказом в регистрации и указать как причину отсутствие мест в самолёте.
В любом случае, авиакомпания не освобождается от обязательств доставить вас ближайшим рейсом в пункт назначения.
Кроме того, вы можете потребовать назад деньги за билет. При рейсе с пересадкой возможно вернуться к месту начала путешествия.
При длительной задержке вам обязаны оплатить:
- телефонные звонки;
- талоны на еду;
- номер в гостинице.
О том, какие права есть у пассажира при задержке авиарейса, читайте в справке >>
Сохраняйте чеки на все расходы, которые вы понесли по вине авиакомпании. Вы можете добиться их компенсации через суд.
Далее нужно договориться с авиаперевозчиком о размере компенсации. Это может быть полёт в бизнес-классе, бесплатный авиабилет в выбранном вами направлении, денежная компенсация.
Если вы летите из России
Каких-либо предусмотренных законом компенсаций не предусмотрено. Попробуйте самостоятельно обговорить возможные варианты с представителями авиакомпании. Также можно добиться выплаты компенсации через суд. Вам могут возместить стоимость авиабилета, услуги адвоката и моральный ущерб.
Если вы летите из Европы
Для всех авиакомпаний, зарегистрированных в Евросоюзе, и для всех остальных, выполняющих рейсы из аэропортов, расположенных на территории Европы, компенсации следующие:
- для полётов на расстояние до 1500 км — 125 евро, если задержка в аэропорту меньше двух часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 25 % стоимости билета;
- для полётов на расстояние до 1500 км — 250 евро, если задержка в аэропорту больше двух часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 25 % стоимости билета;
- для полётов на расстояние 1500–3500 км — 200 евро, если задержка в аэропорту меньше трёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 50 % стоимости билета;
- для полётов на расстояние 1500–3500 км — 400 евро, если задержка в аэропорту больше трёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 50 % стоимости билета;
- для полётов на расстояние больше 3500 км — 300 евро, если задержка меньше четырёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 75 % стоимости билета;
- для полётов на расстояние более 3500 км — 600 евро, если задержка больше четырёх часов; в случае понижения класса обслуживания возвращается 75 % стоимости билета.
Если вы летите из США
- если вас держат в аэропорту менее часа, компенсация не полагается;
- если задержка длится менее двух часов (для международных полётов — до четырёх часов), вам должны выплатить $200;
- если задержка длится больше двух часов (для международных полётов — больше четырёх часов), вы получаете $400.
Если вы опоздали на пересадку
К примеру, вы летите в Таиланд рейсом Москва – Бангкок с пересадкой в Дубае, но из-за задержки рейса не успеваете на самолёт Дубай – Бангкок. Получите ли вы компенсацию или нет, будет зависеть от типа билета.
Если билет со стыковкой был предложен одной или несколькими авиакомпаниями как один перелёт с пересадкой, то вы улетите из Дубая в Бангкок ближайшим рейсом, на который будут места.
Если вы искали стыковки самостоятельно и покупали два отдельных билета, за вас никто не несёт ответственность и ваш билет пропадёт. Возможно, за неиспользованный билет дадут компенсацию, если это предусмотрено тарифом авиакомпании.
Почему авиакомпании продают лишние билеты на рейс?
Овербукинг придумали в США в 1950-е годы. По статистике, 5 % пассажиров не являются на рейс. Чтобы самолёты не летали с пустыми местами, авиакомпании продают на рейсы чуть больше билетов, чем реально может вместить самолёт.
Бывает и вынужденный овербукинг, например, если по техническим причинам авиакомпания ставит на рейс вместо одного самолёта другой, менее вместительный.
Как правило, мест в самолёте не хватает пассажирам, которые пришли на регистрацию последними. Поэтому лучше заранее пройти регистрацию на рейс через интернет, либо приезжать в аэропорт пораньше.