Умеют ли русские быстро ездить?
В Сочи построили трассу для «Формулы-1», а выступать за Россию некому. Единственный российский гонщик Даниил Квят не у дел. Несколько лет назад та же участь постигла Виталия Петрова. Потерпела фиаско и наша команда «Маруся». Может быть, скоростные гонки не наш вид спорта?
История автогонок в России доказывает правоту знаменитой фразы Гоголя: «Какой русский не любит быстрой езды?» Ещё на заре автомобилестроения, в 1898 г., состоялась первая российская автогонка. Её победитель Павел Беляев преодолел дистанцию в 42 км за 1 час 33,5 минуты на трёхколёсном «Клемане».
На Гран-при России в 1913 г. автомобили были уже четырёхколёсными. Авто российского производства «Руссо-Балт С24/58» установило рекорд скорости — 143,4 км/ч . Гонками увлекался великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат Николая II.
Самым титулованным российским гонщиком в довоенное время был Борис Ивановский. После революции эмигрировав во Францию, он успешно выступал на многих европейских ралли, выиграл в 1928 г. 24-часовую гонку в Бельгии (проводится до сих пор).
В СССР первый чемпионат по автогонкам состоялся в 1950 г. Гонки на 300 км по Минскому шоссе проводились на спортивных вариантах автомобилей «Победа» и «Москвич». «Победа» развивала скорость до 211 км/ч.
Чемпионаты мира «Формулы-1» проводятся с 1950 г. Интересно, что через 10 лет в СССР решили создать свою советскую «Формулу-1» — в противовес западной. Первым чемпионом нашей «формулы» в 1960 г. стал инженер Валерий Шахвердов на машине собственной конструкции «ГА-22».
Самым известным гонщиком советского времени был Стасис Брундза — 10-кратный чемпион СССР, победитель Тура Европы 1974 г. А побеждал он на обычной вазовской «копейке» с форсированным двигателем в 160 л. с.