5759

Театр раздора. Активисты пытаются закрыть спектакль с «лесбийскими сценами»

Новый театральный сезон в Перми, городе, который некогда претендовал на главную культурную столицу России, начался с громкого скандала. Спектакль «Голубая комната» по пьесе Дэвида Хэйра в постановке итальянки Алессандры Джунтини вызвал бурю недовольства у интернет-пользователей. Причиной стала одна из сцен, где, судя по гневным комментариям, задеваются чувства православных верующих.

Действительно, в постановке «об одиноких в большом городе мужчинах и женщинах, о тех, кто в поисках глубоких чувств пресыщается лёгкой добычей и теряет вкус к настоящей жизни» присутствуют интимные моменты, где две актрисы играют на фоне изображения Богоматери. 

Пермские общественники требуют запретить постановку из-за сцены на фоне изображения Богородицы.
Пермские общественники требуют запретить постановку из-за сцены на фоне изображения Богородицы. Фото: Пермский академический Театр-Театр/ Алексей Гущин

Горожане обратились в прокуратуру и полицию с требованием провести проверку. В ведомствах факт обращения подтвердили. Кроме того, подобные заявления были отправлены и в региональное Министерство культуры с просьбой разобраться в ситуации и принять необходимые меры.

«В тюрьму на месяц мерзавцев!»

Кто написал заявления — неизвестно. Предположительно, их составили участники движения «Юридическое крыло Движения Сорок Сороков», называющие себя «православными активистами» и оказывающие безвозмездно юридическую помощь нуждающимся. 

«Подготовили заявления с целью проведения проверки по факту беспрецедентного кощунства в Перми», — сообщают они на своей странице в социальной сети. По их словам, «местный Академический театр поставил порнографический спектакль с изображением половых актов на фоне иконы Богородицы; постановка Бориса Мильграма (бывшего министра культуры времен Марата Гельмана)». Они просят поддержать и распространить информацию среди верующих. Ниже прикреплены образцы заявлений в различные госорганы.

«Действия лиц, ответственных за постановку данного спектакля, оскорбляют моё религиозное чувство гражданина Российской Федерации православного вероисповедания, разжигают ненависть и вражду в отношении верующих христиан Русской Православной Церкви на основании принадлежности к религии. Как вы допустили такое кощунство в нашей стране? Кто дал такое право — ругаться над верой миллионов граждан России? Как спектакли подобного рода проходят за счёт средств федерального бюджета?», — говорится в шаблоне. 

«В тюрьму на месяц мерзавцев! Думается, за такое там точно порноактёрами станут», — немедленно посыпались посты участников группы.

Театральный ответ

Реакция в Театре-Театре последовала незамедлительно. Буквально через несколько дней после скандала руководством культурного учреждения была подготовлена независимая экспертиза, подписанная известными российскими критиками, в том числе членом экспертного совета и жюри национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяной Тихоновец, а также Павлом Рудневым, Андреем Прониным и Анной Банасюкевич.

Согласно заключению, постановка Алессандры Джунтини основывается на стилистике массовой культуры, которая явлена в ироническом ключе. В сценографии спектакля используется репродукция картины «Непорочное сердце Марии» (Национальный музей Прадо, Мадрид), выполненная в «стилистике искусства поп-арта, что свидетельствует о светской принадлежности картины, которая не является элементом религиозного культа».

Пермский Театр-Театр.
Пермский Театр-Театр. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

«Среди других образов поп-арта: Джоконда, Дама с горностаем, Дева Мария. Как в математике знак „плюс“ не является изображением религиозного креста, так и в поп-арте изображение Девы Марии не является атрибутом религиозного культа, она представляет собой пародию на преувеличенные экстатические чувства верующих в католической церкви», — считают театралы. 

В Театре-Театре подчёркивают, что постановка не имеет отношения к религии и никак не может оскорбить чувства верующих именно потому, что в спектакле, помимо других тем, осуждается легкомысленное отношение к вере и превращение её в продукт массового потребления.

Затишье

Сейчас ситуация вокруг «Голубой комнаты» немного утихла. Пока сами общественники, представители Пермской епархии (которые, к слову, хранят молчание) и представители пермского театра ждут решения надзорного ведомства. Прокуратура поручила проверку полицейским. 

«Пока ждём ответа. Про сроки ничего сказать не могу — они же не отчитываются перед нами», — отметила глава пресс-службы театра Нина Соловей.

Общественник и старший преподаватель Пермской государственной фармакадемии Павел Гурьянов, который одним из первых поднял проблему провокационности постановки, считает, что всё произошедшее — результат непродуманных действий краевых властей. 

«В июле этого года ведущие деятели культуры Перми уже предупреждали губернатора о том, что обилие „спорных“ спектаклей в репертуаре Театра-Театра, нецензурная брань, эротика на грани пошлости сделают Пермь местом постоянных скандалов», — говорит он. 

В Театре-Театре подчёркивают, что постановка не имеет отношения к религии.
В Театре-Театре подчёркивают, что постановка не имеет отношения к религии. Фото: Пермский академический Театр-Театр/ Алексей Гущин

Гурьянов добавляет, что «„академический“ — значит по статусу государственный театр». Поскольку он содержится за бюджетный счёт, то обязан показывать образцы классической театральной игры, сценографии и литературной речи. 

Напомним, на днях в Москве состоялся седьмой съезд Союза театральных деятелей России. На нём выступил и руководитель столичного театра «Сатирикон» Константин Райкин, в сентябре побывавший в Перми со своими постановками. В своей речи перед участниками и гостями мероприятия он ещё раз обратил внимание на свободу творчества и выступил в защиту деятелей искусства. 

«Всеми этими словами о нравственности, Родине и народе, патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели. Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Вообще, не нужно общественным организациям бороться за нравственность в искусстве. Оно само в себе имеет достаточно фильтров из режиссёров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника», — считает Константин Райкин.

Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество