Три театральных коллектива — ярославский театр «Дети улиц», московская студия «Эскизы в пространстве» и оренбургские «Крылья» — объединили свои усилия в уникальном творческом проекте — фестивале-путешествии по улицам страны.
Название «Фестиваль добрых дураков» не оскорбительно. Организаторы дали возможность и детям, и взрослым на несколько часов забыть о серьёзных делах и насладиться безбашенными поступками, дурачеством и весельем.
До Оренбурга фестиваль уличных театров уже побывал в Туле, Ярославле и Нижнем Новгороде. В планах — Екатеринбург, Одесса, Киев, Минск.
«Самое ценное — свобода действий»
Марина Акишина — организатор фестиваля — руководит ярославским театром «Дети улиц». Женщину с выкрашенным белой краской лицом очень сложно найти даже в толпе зрителей. Марина всегда в гуще событий: вместе с воспитанниками своего театра она берёт интервью у оренбуржцев: вместо микрофона у них швабры, вместо словесных вопросов — пантомимы.
«Наш театр — самый настоящий уличный. У нас нет постоянного состава, к нам приходят и взрослые, и дети, они могут уйти через день, а могут остаться на год и больше. Самое ценное в уличном театре — свобода действий», — говорит Марина и тут же убегает на сцену, перерывы между номерами не больше 5 минут.
Театр «Дети улиц» не признаёт репетиций, выступают всегда только экспромтом. Свои номера для «Фестиваля добрых дураков» они готовили утром, на бегу. Реквизит нашли в гостинице, с собой из Ярославля привезли только костюмы.
В Оренбург театральная труппа приехала в небольшом составе: 4 юных актёра в возрасте от 5 до 16 лет, мама троих из них — Дина Лопаева — и сама Марина. Группа всё лето ездит из города в город, мечтая привозить с собой настроение настоящих уличных театров.
«Такие мероприятия — показатель уровня развития города. Мы хотим, чтобы люди были открыты для творчества. Многие направления подобного искусства родились из субкультур, практически случайно. Может, и сейчас здесь зарождается что-то, о чём мы даже не имеем представления!».
Марина верит в то, что помимо общекультурной, уличные театры выполняют и социальную функцию:
«Я сама из детского дома. Много работаю с сиротами. Я знаю, как важно научить таких детей не бояться окружающих, уметь договариваться, общаться. Этому я и учу их в театре: быть детьми улицы в самом положительном смысле этого слова».
Актриса работает не только с выпускниками из детских домов, но и с неблагополучными семьями. Марина успевает совмещать театральную жизнь с педагогической деятельностью, параллельно являясь руководителем общественного объединения в Ярославле: помогает строить поселение для выпускников интернатов, у которых проблемы с получением жилья. «Всю свою жизнь стараюсь сохранять в себе ребёнка, — рассказывает Марина. — И жить так, как хочется именно в это мгновенье».
«Всё уже придумано до нас»
Любовь Пастухова — актриса и режиссёр оренбургского театра «Крылья», там она проводит почти всё свободное время. «Крылья» — не уличный театр, но актёрам нравится работать вне помещений.
«Многие спектакли, которые мы исполняем на традиционной сцене, можно адаптировать под улицу. Хотя здесь есть свои сложности, в парках чаще всего мы работаем без текста — пантомимой, клоунадой. Открытое пространство даёт большую свободу действий. Мы этим с удовольствием пользуемся», — после выступления Люба вытирает пот с лица: на «Фестивале добрых дураков» она выступала несколько часов подряд.
Для оренбургских «Крыльев» стили и жанры — не самоцель, это лишь средство донесения смысла до зрителей. Хотя и отсутствие зрителей порой работает на идею:
«Мы пробовали однажды делать представление в заброшенном безлюдном парке, один актёр сидел на лавочке с книгой, другой жонглировал, третий бегал, и всё это порождало какое-то особое взаимодействие».
В роли режиссёра Люба попробовала себя в прошлом году. Она не может объяснить, откуда в голове появляются идеи для спектаклей: «Иногда ешь овсянку или перекладываешь книги, занимаешься какими-то простыми бытовыми вещами, и вдруг — раз — рождаются новые мысли, — замечает актриса. — Правда, есть ощущение, что всё уже давным-давно придумано. Бывает, мы приезжаем на какой-то фестиваль, такие гордые со своим новым спектаклем, и видим ребят из другого города в похожих костюмах или с тем же реквизитом, хотя идеи у нас разные».
Люба как режиссёр и педагог театра стремится поставить драматургию так, чтобы зритель ушёл со спектакля, задумавшись:
«Я против мата и пошлости на сцене. Понимаю, что человек сейчас в погоне за яркими эмоциями: горки должны быть с каждым разом выше, скорость больше, ощущения круче. Но театр располагает массой приёмов, чтобы привлечь зрителя, их надо использовать, а не опускаться ниже пояса».
«Между двух стульев»
Творческая лаборатория «Эскизы в пространстве» появилась в Москве. «Мы не можем себя никак охарактеризовать. Любое определение в театре чревато схематизмом. Мы близки к театру представления, работаем в жанре абсурда, но о чём это говорит, если не отражает сути?» — рассуждает нынешний выпускник МГУКИ, актёр Дмитрий Мышкин.
«Эскизы в пространстве» — авторский театр. Три года назад 8 студентов Московского госуниверситета культуры и искусств объединились в творческую лабораторию. Сейчас говорят — не представляют жизни друг без друга. В Москве они живут в одном студенческом общежитии, а приезжая в другие города, никогда не соглашаются на расселение.
Свои путешествия по фестивалям студенты оплачивают из собственного кармана — «работают на имя», чтобы потом имя работало на них.
«Поскольку мы ограничены в средствах, к сожалению, не можем привозить много реквизита для уличных спектаклей, поэтому мы не много выступаем. Но у нас есть секретное шоу «Сырые и гордые», которое играется именно в помещении», — Дмитрий Максименков составляет декорации из коробок.
Многие полноценные спектакли актёры переделывают в перформансы для улиц — короткие представления, передающие не сюжет, а общий смысл, где произведением выступает сам исполнитель.
«Сейчас мы находимся между двух стульев. Есть некоторые вещи, которые мы хотим сделать, прям руки чешутся, но их нельзя сделать в камерном театре, например, номера с огнём. И мы пробуем себя вне помещений», — рассказывает Дмитрий.
Его мысль тут же подхватывает актриса «Эскизов» Ирина Михейшина:
«Улица и обстановка даёт спектаклю новое прочтение. В Туле мы вместо сцены использовали старый заброшенный фонтан, было интересно осваивать разные уровни, разные поверхности».
Своих героев они отчасти ищут в себе, в тех глубинах души, куда обычно заглядывать не хочется. В спектакле «Сырые и гордые» персонажи, ровесники актёров, живут сиюминутными радостями, не задумываясь о смысле своего существования. И только во сне наружу вылезают мысли, которые они стремятся внутри себя задушить — о детях, любви, дружбе, месте человека в жизни.
Свою жизнь профессиональные актёры вне театра не представляют, и совершенно не важно, будет ли он уличным или камерным, главное, чтобы был свой, в сегодняшнем составе. Они наперебой рассказывают о своих планах.
– Мы мечтаем построить 5-этажное здание своего театра…
– С малой и большой сценами.
– Разбить там два фонтана, чтобы потом их забросить и выступать там.
– И ещё у нас будет одна белая комната для размышлений, посередине которой будет стоять всего один стул.
– Или табурет!
– Правда, мы ещё не решили, какого цвета будет этот стул.
Актёры давно считают себя родными, даже задумываются о переименовании театра в «Семью Петрухиных», в честь одного из участников. А каждая семья, пусть даже «уличная», мечтает о собственном доме.
Читайте также
- Парад нарядов: выставка «Большой бал» открылась в Царицыно
- Гастрольный экзамен: Константин Райкин ищет таланты в регионах
- Сказки про коррупцию: питерские пенсионеры создали социальный театр