На спектаклях петербуржского социального театра «Сказки о главном» нет декораций. Из костюмов у актеров только самодельные детские маски. Сами артисты — не профессиональные актеры, а обычные пенсионеры, ветераны, блокадники. Они не ставят перед собой цель показать яркое шоу. Пенсионеры переделывают на свой лад известные сказки, высмеивая коррупцию, жадность бюрократов и проблемы ЖКХ.
Конфеты пенсионерам не нужны
Центр социальной помощи «Доверие» появился в Петербурге 21 год назад, в тяжелое время «лихих девяностых». Волонтеры центра проводили благотворительные акции и аукционы и помогали малоимущим семьям едой и одеждой. Основной целевой группой всегда были пенсионеры, инвалиды-детства, матери-одиночки и многодетные семьи. С помощью центра «Доверие» люди с ограниченными возможностями могут найти работу, а одинокие люди — новых друзей и хобби.
«Я сама недавно стала бабушкой, у меня родился внук, — рассказывает председатель совета центра „Доверие“ Надежда Егорова, — поэтому для меня очень важна идея сохранения активности у пенсионеров. Большинство организаций просто дарит пожилым людям конфеты или билеты в театр и на этом ограничиваются. У пенсионеров должно быть занятие, должно быть общение с другими людьми — это залог здоровья и долголетия».
Сейчас в центре «Доверие» пожилые люди могут выбрать себе занятие на любой вкус — от рисования до квиллинга и валяния из шерсти. Шесть лет назад центр выиграл конкурс на создание социального театра. Обещанный денежный приз за победу центр «Доверие» так и не получил, тем не менее в
Сказки по-новому
Актерскую труппу театра составляют около двадцати пенсионеров от 50 до 90 лет. Сценарий для пьес придумывает режиссер театра —
Близких родственников у Бурлаковой нет. Когда женщину выписали из больницы домой, в ее квартире никогда не было скучно — пенсионерку постоянно развлекали социальные работники и актрисы «Сказок о главном». Муза быстро пошла на поправку. Она уже осторожно передвигается по квартире. Репетиции театра тоже проходят у женщины дома. «Первая пьеса у нас была „Теремок“, — вспоминает Муза Бурлакова. Она была посвящена проблемам ЖКХ и прошла на „ура“. Одни хотели его приватизировать, другие — сделать частным кооперативом. Крокодил пытался захватить теремок и заставить его жителей платить по миллиону. Медведь был губернатором, лиса — председателем жилкомсервиса. Перед спектаклем мы распечатали терминологию и расшифровку аббревиатур и раздали зрителям. После пьесы они подходили и задавали вопросы о формах управления домом, заинтересовались проблемой».
Как настоящие артисты
После «Теремка» актеры сыграли пьесу «Репка» о борьбе с коррупцией, по сюжету которой злой чертополох не пускал к репке никого из жителей города. Третьей постановкой стала «Курочка Ряба». Поводом для пьесы стало беспокойство пенсионеров о разрушении Петербурга — как известно, в последние годы в центре города и его окрестностях сносят исторические здания, на месте которых строят торговые комплексы и бизнес-центры. В ходе постановки все герои пытаются расколоть золотое яйцо, олицетворяющее единство Петербурга. Показы пьес проходят практически каждый месяц в домах престарелых, социальных центрах для пенсионеров и даже училищах. И пенсионеры, и молодежь в восторге от спектаклей театра. Нет гротескных декораций и ярких костюмов, отвлекающих зрителя от сути пьесы.
Сейчас труппа театра репетируют четвертую постановку «Под знаком дракона». Действие происходит в сталинскую эпоху. Примерного гражданина, кота, объявляют врагом народа из-за клеветы лисы. Актеры уверены — такая ситуация может произойти не только во времена Сталина, но и в настоящие дни. Репетиция проходит по всем правилам. В центре комнаты во главе стола сидит режиссер Муза Бурлакова. На столе — таблички с надписями «Картина 1», «Картина 2», «Эпилог», которые Бурлакова переворачивает по ходу пьесы. Актеры надевают маски и начинают репетицию. В центр комнаты выходит кошка, супруга репрессированного кота:
«Прошло уже немало лет,
Про мужа вести нет, как нет.
Котята выросли.
Я им, хоть под секретом, внушала:
Приговор отцу несправедлив».
Режиссер хочет, чтобы все было идеально и часто исправляет актеров: здесь ударение нужно поставить на другое слово, а тут выйти на несколько секунд раньше. Весь текст пьесы написан в стихах, актеры театра изо всех сил стараются произносить его с выражением, хотя никакого актерского образования у них нет. После репетиции — чаепитие с самоваром и песнями военных лет. Следующая репетиция — через неделю.
«Мне всего 87!»
У каждой актрисы за плечами свой длинный жизненный путь, своя история. Все они пережили войну и блокаду Ленинграда. Жизнь у всех сложилась по-разному: у одних подрастают внуки, у других нет родственников. Лидия Безбородова, исполнительница роли мышки, перед выходом на пенсию перенесла ампутацию ноги вследствие травмы, полученной еще в молодости. Поддержка родных не помогала, женщине было очень тяжело.
Совершенно случайно на улице она прочитала объявление о наборе в социальный театр. Женщина стала одной из первых актрис в театре, о чем ни разу не пожалела. «Мы — поддержка и опора друг друга, — говорит Лидия Мироновна. — Мы черпаем энергию из наших постановок, от нашего общения. Мы все смотрим на жизнь с оптимизмом, несмотря ни на какие передряги. Нам очень интересно жить!».
Труппа социального театра очень дружная, однако, попасть в нее не так просто. «Мы относимся к людям с добротой и хотим, чтобы к нам относились так же, — объясняет Нина Андреевна Попова, исполнительница роли зайчика. — Бывает, что некоторые у нас не приживаются. Однажды к нам в театр пришла женщина — не успела еще ни с кем познакомиться, как сразу начала все критиковать: мебель в театре старая, шкаф не такой, стол стоит не там. Она даже не поняла толком, чем мы занимаемся, и что из себя представляем, а ей уже все не понравилось. Такие люди не задерживаются у нас. А вот Лариса Дмитриевна, которая играет второго зайчика, пришла к нам совсем недавно, но очень быстро влилась в коллектив».
Режиссер Муза Бурлакова улыбается, слушая рассуждения Нины Поповой: «Она в театре с самого начала его появления, но первое время очень стеснялась, — рассказывает режиссер. — Просила дать ей роль без слов и стала играть лягушку в спектакле „Теремок“. У этого персонажа нет текста, лягушка просто сидит и что-то вяжет. А потом постепенно освоилась, застенчивость пропала: теперь играет одну из основных ролей». «Я же еще совсем молода, — отвечает Попова на упрек в скромности, — мне всего 87!».
Читайте также