В этом году на разных площадках города (всего их было 106) выступили 1500 музыкантов, представители всех стилей и направлений: от классики, фолка и цыганского джаза до хип-хопа, рока и шансона. Вход на все концерты (хвала организаторам и спонсорам) был бесплатным. Ночь выдалась бессонной, но оно того стоило.
150 тысяч зрителей
Местный энтузиаст, подвижник и большой любитель рока (ибо сам когда-то играл в свердловской рок-группе «Топ» и активно участвовал в деятельности рок-клуба) Евгений Горенбург сначала придумал зимний фестиваль «Старый Новый Рок», традиционно проходящий 13 января. Уральская ночь музыки — его более масштабное и относительно молодое детище.
«Было время, когда множество моих друзей уезжало, — говорит Горенбург. — А я не хотел. Потому что не понимал, зачем уезжать из лучшего места Земли. Наш город — одно из самых правильных мест, в том числе с эзотерической точки зрения. Место, где слом евразийской культуры, цивилизации. Именно здесь должен был родиться „Старый Новый Рок“, самый большой зимний фестиваль страны, которому исполнилось 16 лет. Но со временем стало понятно, что рок — слишком узко. А этника? А классика? А рэп? Поэтому надо делать что-то большее, чем моножанровый фестиваль. Первая Ночь музыки была интуитивной: мы практически не понимали, „как“, но знали, „что“. Сейчас Ural Music Night — самый быстрорастущий фестиваль страны. Первая ночь собрала 70 тысяч зрителей на 50 площадках, вторая — 120 тысяч, и площадок было уже 70. В этом году был побит новый рекорд: согласно сводкам МВД, бессонную ночь в компании музыкантов провели порядка 150 тысяч зрителей».
Увы, обойти все площадки за самую короткую летнюю ночь было просто невозможно. Музыка звучала повсюду: на площадях и в переходах, в городском саду и на набережной Исети, на понтоне у плотины, в барах, театрах и даже с балконов и крыш. Удивительно, что при таком масштабном действе почти нигде не видно было полицейских кордонов, не говоря уже о хорошо вооружённом ОМОНе. Публика вела себя очень прилично. За порядком следили в том числе и волонтёры, молодые ребята. Прогуливаясь по фестивальному периметру (растянувшемуся на 2,5 км в длину), можно было наткнуться на цыганский ансамбль в сквере, исполняющий цоевскую «Видели ночь», забрести в уютный бар и послушать барную акустику или французский шансон в исполнении Жени Любич, насладиться оперными ариями, звучащими прямо с балкона Театра оперы и балета, послушать скрипку в магазине хороших напитков.
Во дворе гостиницы «Исеть» не то что яблоку, монетке негде было упасть. В отеле, являющемся центральным элементом архитектурного памятника «Городок Чекистов», «Другой оркестр» начал концерт с произведений (конца двадцатых-начала тридцатых годов) «музыкального конструктивизма», партитуры которых участники коллектива сами восстановили. В финале выступления оркестр заводил публику уже хитами Radiohead, Nirvana, Portishead.
В роли хедлайнеров в этот раз выступали: группы «Браво» и «Мегаполис», экс-участник «Агаты Кристи» Вадим Самойлов и хитмейкер Роман Луговых (или просто Ромарио, автор свежеиспечёного хита Валерия Сюткина «Москва-Нева»), блюзмен Сергей Воронов и пианист Валерий Степанов. Чтобы упростить организацию процесса, каждую площадку отдали на откуп экспертам. Музыканты, критики, меломаны, арт-директора, журналисты сами формировали программу закреплённых за ними импровизированных сцен.
При этом стартовал фестиваль за несколько дней до самой Ночи музыки с лекций и круглых столов. Название одного из них звучало так: «Заводы стоят. Одни музыканты и фотографы». С чувством юмора у лекторов явно всё в порядке. Кстати, руководителям крупных предприятий и отдельным чиновникам тоже пришлось выступать. Те из них, кто любит петь и умеет это делать, исполняли свои любимые песни на отдельной площадке.
Солнце взойдёт
Завершился фестиваль в 4 часа утра большим гала-концертом и хоровым исполнением песни «Солнце взойдёт» под аккомпанемент Вадима Самойлова и оркестра B.A.C.H. Ещё одно новшество нынешнего фестиваля — Уральская школа музыки Вадима Самойлова. 12 школьных коллективов, отобранных бывшим участником «Агаты Кристи», по сути, открывали Ночь музыки большим дебютным концертом в три часа дня.
«Перед тем как вывести ребят на сцену, мы занимались с ними 3 дня, — пояснил АиФ.ru Вадим Самойлов. — Конечно, за 3 дня сложно чему-то научить. Но мы успели подготовить их к выступлению на профессиональной сцене. Они играли на нашем оборудовании, на наших инструментах. Эта школа — пробный проект. Хотим наработать практику и понять, что из этого может получиться. Мне очень жаль, что утрачена атмосфера рок-клубовских междусобойчиков, которые были дружескими и неконкурентными. На современных фестивалях, где я часто бываю в качестве члена жюри, какой-нибудь молодой коллектив сыграет несколько своих песен, а дальше все его участники сидят и ждут в коридоре результата, почти не общаясь друг с другом. В других участниках они видят своих конкурентов. То, что они сегодня так сильно разделены, это, на мой взгляд, следствие 25-летнего капиталистического образа жизни, который неизбежно ведёт к индивидуализму. Я не призываю возвращаться социалистическому лжеколлективизму. Но какие-то элементы коллективизма должны вернуться, ведь все мы части единого организма, одной страны, одного мира».