Часто смотрю «ДОстояние РЕспублики» на Первом канале. Не понимаю: зачем в этой программе нужны журналисты?
В. Голубева, Саранск
Когда-то на телевидении существовала программа «Акулы пера», где журналисты «терзали» и «покусывали» звёзд шоу-бизнеса своими вопросами. Передача была очень рейтинговой, так как в ней изначально был заложен конфликт, противостояние. По сути, в «ДОстоянии» журналисты тоже должны выполнять роль «раздражителей», провокаторов. Но не всегда это удаётся. Поскольку сам часто принимаю участие в этой программе, расскажу, как это бывает.
Возбудить рокера
Перед съёмками программы, посвящённой творчеству группы «Наутилус Помпилиус», к нам, журналистам, подошёл музыкальный продюсер Первого канала Юрий Аксюта и попросил, чтобы вопросы были максимально «жёсткими» и «провокативными». Дело в том, что Вячеслава Бутусова, который был главным героем того выпуска, очень сложно вывести из себя. Он довольно флегматичный, умиротворённый человек. И даже его манера говорить убаюкивающая. Вот поэтому нас и просили об искусственном конфликте, чтобы взбудоражить и самого рокера, и его гостей. Задавая свой вопрос музыканту (уже не помню какой), я его заранее предупредил, что нас попросили быть «провокативными». Бутусов с улыбкой воспринял мой пассаж, но Диана Арбенина схватила микрофон и прочитала целую проповедь о том, как это плохо быть «фальшивым» и «искусственным».
В программе, посвящённой творчеству Муслима Магомаева, главной героиней была его супруга Тамара Синявская. Перед съёмками нас попросили быть максимально корректными, не задавать откровенно глупых и провокационных вопросов, потому что она может встать и уйти - и тогда весь съёмочный процесс пойдёт коту под хвост. Поэтому мы старались быть очень деликатными. Но было очевидно, что Тамара Синявская всё равно раздражена и недовольна, хотя каждый из нас в своих вопросах старался подчеркнуть величие и значимость рано ушедшего из жизни певца. В частности, я публично пожалел о том, что у Муслима Магомаева не оказалось рядом такого человека, как сын Тома Джонса Марк Вудворд, который ездил с ним на гастроли с 17-летнего возраста, а в 1986 г., когда первый менеджер Тома Джонса умер, Марк стал музыкальным продюсером своего отца. И спустя год после этого (в 1987 г.) Том Джонс снова оказался в чартах. 72-летний певец и сегодня по-прежнему много выступает и выпускает актуальные альбомы. И от его музыки не веет «нафталином». «Кто знает, может быть, если бы у Магомаева был такой человек, он бы нас радовал и сегодня», - подытожил я. Миллионер Арас Агаларов, близко знавший Магомаева и сидевший на гостевой трибуне, был просто оскорблён тем, что я сравнил великого Муслима Магомаева с каким-то непонятным Томом Джонсом. Этот эпизод я привёл для того, чтобы пояснить, что нам, журналистам, часто приходится ходить по минному полю, чтобы, с одной стороны, помогать делать программу рейтинговой, с другой - не обидеть звёздных гостей.
Шаинский зажигал
Самыми запоминающимися получаются те программы, в которых есть хорошие песни и яркие личности. Помню, как было весело, когда снимали выпуск «Достояния» с Владимиром Шаинским. Несмотря на свой почтенный возраст (86!), маэстро демонстрировал отменное чувство юмора, пел, играл на рояле и даже пытался танцевать, хотя было видно, что каждый шаг даётся композитору с большим трудом. Его поддерживали всякий раз, когда он вставал со своего места в президиуме, чтобы пройти к роялю или поприветствовать очередного гостя. Помню, его спросили, кто сегодня является его музой и откуда он черпает своё вдохновение. Шаинский не растерялся и, указывая на сидящую рядом супругу Светлану, которая младше его на 41 год (а на момент их знакомства ей было всего 17), произнёс: «Вот оно, вдохновение, сидит с голыми коленками». «Встань, - сказал он повелительным тоном жене, - пусть на тебя посмотрят». Светлана засмущалась и отказалась вставать. После чего уже весь зал стал аплодировать, чтобы призвать музу композитора подчиниться воле мужа. Но таких людей, как Шаинский, очень мало. Поэтому журналистам порой приходится делать всё, чтобы только скучно не было.
Одна из последних программ была посвящена творчеству Игоря Талькова. Несмотря на то что в студию были приглашены люди, которые лично знали певца, никаких откровений от звёздных гостей мы так и не услышали. Вот поэтому и пришлось журналистам в своих вопросах и репликах поднимать интересные и острые темы. И хотя я и спросил, зачем директору Талькова Шляфману нужно было убивать певца (такова версия следствия), благодаря которому он зарабатывал деньги, ответа так и не дождался. А не будь журналистов, кто бы задавал эти неприятные вопросы?
Владимир Полупанов Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |